Президент России Владимир Путин хотел бы сделать свое Бюджетное Послание частью «основного» Послания Федеральному собранию. Наблюдатели по-разному оценивают возможные последствия такого решения
13 июня Владимир Путин огласил Бюджетное Послание Федеральному собранию. Ключевой темой его выступления стал вопрос об альтернативных ресурсах развития в условиях мирового кризиса. Одно из решений Президент видит в повышении эффективности госуправления. В тоже время Президент отметил, что хотел бы сделать свое Бюджетное Послание частью «основного» Послания Федеральному собранию. Наблюдатели по-разному оценивают возможные последствия такого решения.
«Считаю целесообразным сделать бюджетное послание составной частью президентского Послания к Федеральному собранию. Прошу правительство подготовить соответствующие поправки в закон», - заявил Владимир Путин, пояснив свое решение тем, что приоритетные задачи перед правительством и парламентом удобнее ставить один раз в год.
Незначительный, казалось бы, нюанс регламента затрагивает важные проблемные узлы во взаимоотношениях законодательной и исполнительной власти. Вопрос о соотношении и сроках Послания президента по вопросам бюджетной политики и президентского Послания Федеральному собранию отсылает к специфике бюджетного процесса в российских реалиях. Несмотря на то, что формально Государственная дума может влиять на бюджетную политику, на деле она принимает минимальное участие в формировании бюджета. Все основные решения принимаются в Правительстве и Министерстве финансов.
Об этом, в частности, говорит бывший депутат Госдумы Дарья Митина: «Основная работа с бюджетом приходится на три летних месяца. Впрочем, для Думы сейчас это абсолютно необременительно, потому что, к сожалению, в основном идеи к бюджету пишут в Минфине, а Дума даже на уровне отдельных поправок с бюджетом не работает».
Бессилие парламента в вопросах бюджетной политики – традиционный предмет недовольства депутатов. Так, первый зампред комитета ГД РФ по бюджету и налогам Сергей Шторгин говорит о том, что влияние Госдумы на формирование бюджета минимально. На уровне публичной дискуссии работа с бюджетом носит по большей части имитационный характер. Шторгин отмечает, что в ходе чтений депутаты указывают правительству на очевидные технические ошибки, зачастую допущенные намеренно для того чтобы оправдать участие парламентариев в бюджетном процессе.
Вместе с тем у депутатов все же остается ряд возможностей поучаствовать в разработке документа:
«Как правило, те, кто заинтересован принять участие в подготовке бюджета – делают это по договоренности с правительством, заранее получая от него какие-то предложения, или в рамках работы Открытого правительства. Эта работа носит непубличный, кабинетный характер»
В тоже время депутат отмечает, что совмещение бюджетного Послания с президентским Посланием Федеральному собранию, носящим по большей части программный характер, приведет к размыванию бюджетной специфики.
Коллега Шторгина по комитету Оксана Дмитриева (фракция «Справедливая Россия») не видит в решении Владимира Путина оснований для поправок в закон: «Послание Федеральному собранию – это конституционная норма. А бюджетное послание – регламентной, неотъемлемой нормой не является». По мнению Дмитриевой, для того чтобы посвятить часть президентского послания вопросам бюджетной политики никаких новых законодательных актов не требуется. Вместе с тем, Дмитриева указывает на то, что если послания будут совмещены, оптимальным временем для такого мероприятия была бы весна:
«Если бюджетное Послание станет частью послания федеральному собранию, его логичней с точки зрения бюджета и налогов проводить весной, то есть до принятия бюджета»
Той же позиции придерживается Дарья Митина: «Бюджетное послание стоило бы оглашать в начале года, крайний срок – это второй квартал, май-месяц, потому что к лету проект бюджета уже поступает в профильные думские комитеты».