Станет ли Новороссия подобной большому Приднестровью

09 мая 2014 / 19:13

Основной задачей Новороссии в данный момент является полное освобождение Луганской и Донецкой областей от войск киевской хунты. После решения этой задачи можно будет говорить о возможностях ее расширения. Такое мнение выразили эксперты, опрошенные Центром политического анализа.

Руководитель Общественного совета при парламенте Новороссии, донецкий политолог Сергей Барышников соглашается, что может сложиться впечатление, что Новороссия останется в пределах Донбасса. «Ведь нам сегодня еще далеко до выхода на прежние административные границы Донецкой и Луганской областей. Если контактная группа в Минске зафиксирует статус-кво, то мы можем остаться в очень усеченном территориальном положении. Этого допустить нельзя! Одним из обязательных пунктов, если будут достигнуты договоренности, должен быть безусловный вывод украинских войск из бывшей Донецкой и Луганской областей. Это важнейшая задача начального этапа», - говорит он.

Впрочем, по мнению Барышникова, продвижение идей Новороссии на Юго-Запад по черноморской полосе неизбежно. «Без этого о реальной Новороссии и речи быть не может. Коль мы заявили этот формат, мы будем обязаны не довольствоваться границами двух областей, а идти дальше вплоть до Приднестровья и вбирать в себя всю историческую территорию Новороссии. Иначе мы не будем соответствовать ее имени ни по сути, ни по форме. Этого также допустить нельзя», - подчеркивает он.

Главную опасность для Новороссии, донецкий политолог видит в серьезных проблемах социально-экономического характера. «Я боюсь, что неспособность решить в преддверие осенне-зимнего сезона самые примитивные вопросы выживания, может, в конечном счете, стать главной причиной нереализации такого проекта», - сетует он.

Глава Центра евразийских исследований Владимир Корнилов напоминает, что сначала скептики сомневались, что сопротивление хунте не выйдет за пределы Крыма. «При этом заметьте, что оно началось не на Донбассе, а в Харькове и Одессе. Но там его кроваво подавили», - говорит он.

По словам эксперта, Одесская трагедия 2 мая дала толчок активным действиям на Донбассе. «Многие его жители говорят о том, что они и не думали о выступлениях до этого дня. Это был толчок к пробуждению ото сна Донецкой и Луганской областей», - напоминает он.

Корнилов констатирует, что очень многое будет зависеть от развития ситуации на Донбассе и говорить о том, что все остановится только на границе этих двух областей, на «линии Коломойского», было бы неправильным.

«Достаточно вспомнить результаты социологических опросов и выборов до майданного переворота, чтобы понять – Юго-Восток Украины не ограничивался Крымом и Донбассом. Все эти люди никуда не делись, несмотря на репрессии. Многие просто боятся и попрятались. Многие отправились воевать на Донбасс. В боевых действиях под Мариуполем на стороне ополчения участвует, например, депутат одесского облсовета. Вы же не думаете, что победив в Донецкой области, он ограничится этой победой?», - говорит он.

Политолог Владимир Годик считает позитивным сценарием для Новороссии – формат большого Приднестровья. «Если вооруженные силы Украины будут выведены из Донбасса, можно будет говорить о мире и выстраивании государственности. Как будут функционировать между собой две республики – тоже отдельный вопрос. Пока перед ними стоит единственная задача – создать вооруженные силы, которые могут защитить территорию. Остальные вопросы пока не поднимались», - говорит он.

На возможность создания большой Новороссии Годик смотрит скептически. «Вера в возникновение в других областях анклавов, которые не будут подчиняться Киеву, с самого начала была утопией. Там не было никаких активных политиков, которые не ориентировались бы на Киев и готовы были бы играть в свою игру. Не было и населения, которое как в Крыму и на Донбассе массово отделяло бы себя от Украины», - указывает он.

По словам эксперта, в силу структуры украинского государства, пророссийские силы были задавлены на корню, а украинским радикалам давали зеленый свет. «Трагические события в Новороссии были подготовлены самим государством Украина на протяжении двадцати с лишним лет. Никаких собственных ресурсов у этих областей для противостояния Киеву не было, не было и твердо настроенного населения. Оно, может быть, и приняло идею Новороссии с оговорками, если бы все прошло гладко, но собственной инициативы проявить не может», - сетует он.

Годик полагает, что если Донбасс сможет себя самостоятельно отстоять как территория, которая не захотела жить с остальной Украиной после совершения государственного переворота, то в условиях относительного мира Украина начнет заниматься собой. «И тогда все экономические проблемы и неудачи политиков начнут играть другую роль, и как будут чувствовать себя оставшиеся юго-восточные области - это вопрос, появятся варианты. Сейчас в условиях патриотической истерии об этом мало кто думает», - говорит он.

По мнению политолога, возможны как еще более жесткое подавление сторонников федерализации и пророссийских настроений, так и утрата Киевом своего контроля. «Но пока вопрос заключается в том, смогут ли выстоять вооруженные силы Донбасса», - заключает он.

Андрей Тихонов

Архивный материал.
Необходим вывод украинских войск с территорий бывших Донецкой и Луганской областей / читать
Позитивным сценарием для Новороссии было бы остаться в формате большого Приднестровья / читать
Сопротивление хунте началось не на Донбассе, а в Харькове и Одессе / читать