Под конец июля избирательная кампания по выборам мэра Москвы вышла на полную агитационную мощность: кандидаты предъявили свои программы, обозначили стратегию поведения и свои цели. С точки зрения технологии проведения кампании, в частности стилистики и подхода к агитации, Собянин и Навальный наиболее любопытны. Именно на них сосредоточили свои ответы опрошенные Центром политического анализа эксперты.
Несмотря на то, что претендентов шестеро, все они в целом известны, пользуются покровительством влиятельных людей или же сами таковыми являются, опрошенные Центром политического анализа эксперты склонны к тому, чтобы сравнивать лишь двоих – фаворита Сергея Собянина и его ближайшего конкурента Алексея Навального. Первый вошел в образ хозяйственника-технократа, а второй имитирует американский стиль ведения кампании.
На сегодняшний день шестерых кандидатов можно грубо поделить на три категории. В первую, условно партийную группу, входят претенденты от КПРФ Иван Мельников, от «Справедливой России» Николай Левичев и от ЛДПР Михаил Дегтярев. Все они депутаты Госдумы, входят во фракции партий, от которых выдвинуты, и соответственно крепко с ними ассоциированы. Они выступают, скорее, не в персональном качестве, а от имени партийных брендов. Особенно это касается партаппаратчиков Левичева и Мельникова. Дегтярев же эксплуатирует имидж «сокола Жириновского», то есть пользуется рейтингом не столько партии, сколько ее известного лидера.
Вторая условная группа состоит из одного лишь Сергея Митрохина. Как и прочие «партийные», он неотделим от своей партии «Яблоко». Однако у него есть и особенности: во-первых, он лучше встроен именно в московскую повестку, во-вторых, в силу отсутствия официального статуса думского депутата, он считается одним из участников и бенефициаров столичного протестного движения, чего нельзя сказать о думских оппозиционерах.
В третью группу – самодостаточные лидеры - входит фаворит гонки, единственный самовыдвиженец кампании, и.о. мэра Сергей Собянин и его ближайший конкурент, согласно опросу ВЦИОМ, оппозиционер Алексей Навальный. Он был выдвинут от РПР-ПАРНАС, но лишь ради того, что чтобы избежать сбора подписей. С этой партией он никак не ассоциируется и выступает вполне самостоятельно.
Каждая из групп имеет свои особенности в агитации и стилистике. Для «партийных» свойственна классическая технология: брошюры, листовки, газеты. Митрохин продвигает свой давний проект программы развития Москвы, на который всецело и опирается.
Собянин и Навальный во многом ведут схожую кампанию. Основная агитация осуществляется не столько с помощью наглядных материалов (хотя, конечно, и не без них), сколько с помощью прямых коммуникаций. Собянин, пользуясь тем, что он является и.о. мэра, демонстрирует свою компетентность и работоспособность своей команды. Его представители регулярно проводят встречи с населением. Например, не так давно заместитель мэра Москвы по дорожной политике Максим Ликсутов почти четыре часа обсуждал с жителями ЦАО крайне болезненный вопрос парковки в центре столицы.
Навальный же пользуется сетью своих сторонников, которые готовы бесплатно (бесплатно ли?) и чуть ли не круглосуточно агитировать за своего кумира на улицах Москвы и в интернете. Используется и традиционный для кандидатов от «протеста» митинговый порыв, то есть любая публичная пропаганда приобретает форму уличной акции.
С точки зрения технологии проведения кампании, в частности стилистики и подхода к агитации, Собянин и Навальный наиболее любопытны. Именно на них сосредоточили свои ответы опрошенные Центром политического анализа эксперты.
Решил сравнивать именно их, например, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин. Он полагает, что «основные смысловые ходы», используемые командами Собянина и Навального «практически одинаковые». Однако у и.о. мэра есть преимущество.
«Судя по социологическим замерам, москвичи, когда им предлагают схожие смысловые линии, отдают предпочтения человеку с опытом работы. Именно поэтому опросы даже либеральных СМИ с их очень предвзятой выборкой показывают, что люди готовы, скорее, отдать свой голос тому же Собянину, а не Навальному».
При этом стратегию ведения кампании обоих кандидатов Салин считает самобытной и подходящей сообразно каждому из них. Попытки заимствовать детали друг у друга ничего им не дадут.
Гораздо больше различий в подходах Собянина и Навального видит президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.
«Собянин сделал ставку на формирование популярной повестки дня и привлечение электората через повестку дня. А Навальный сделал ставку на привлечение электората через технологию общения. Он реализует принцип Маршала Маклюэна – medium is the message – то есть средство коммуникации и есть само общение», - сказал он, добавив, что технологически эти решения верны, но в итоге отсутствие повестки для Навального может стать проблемой.
В тоже время он согласен с тем, что выбранная каждым из кандидатов линия поведения подходит им самим и заимствования не нужны.
«Для дебютантов креатив не важен, а обязателен. Потому что их цель заставить говорить о себе, в том числе ценой скандалов. Это закономерно. А если говорить о фаворите гонки, то здесь важно, во-первых, не совершать ошибок, а во-вторых, найти адекватную тональность обращения к избирателям. Это требует, конечно, определенного творческого уровня, но не требует ощущения «автор жжет». Разные задачи – разные подходы»
В свою очередь, заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков считает, что стиль Навального отличается агрессией, а схож с манерой поведения политиков в США. «Его штаб американизирован до предела, они пытаются перенести опыт работы американских политиков на московскую почву, чем серьезно отличаются от остальных», - говорит он.
«Что касается основного претендента Сергея Собянина. Он работает в основательном стиле, стиле человека, уверенного в своей победе, без каких-то экстравагантных акций, сверхпиара. Он позиционирует себя как человек дела. Каждый день он что-то приносит какие-то улучшения для Москвы и на этом строится стратегическая линия его кампании»
При этом, считает он, агитация и позиционирование себя кандидатами накладывает отпечаток на стратегию самой кампании. Она с момента объявления выборов изменилась уже трижды.
«Любопытная особенность кампании – меняющийся формат противостояния. Сначала это было - Собянин против всех. Потом, после 18 июля, он поменялся на формат «дуэль Собянина против Навального». Но, похоже, что сейчас в кампанию вклинивается Мельников. Очень вероятно, что основная борьба развернется не между Навальным и Собяниным за второй тур, а между Навальным и Мельниковым за второе место», - считает он, впрочем, не исключая, что Мельников не справится и Навальный вновь может позиционирвать как первый соперник Собянина.
Напомним, выборы мэра Москвы состоятся 8 сентября. По данным ВЦИОМ от 20-21 июля, за Собянина готовы проголосовать 54% москвичей, за Навального – 9%, за Мельникова – 4%. Остальные кандидаты имеют рейтинг в пределах погрешности.