Серьезная девальвация рубля, замедление темпов роста российской экономики, западные санкции — это, очевидно, не лучшие новости для российских деловых кругов. Однако, как известно, любой кризис не только отбирает, но и дает новые возможности. Особенно это заметно по сфере услуг, считают эксперты, опрошенные Центром политического анализа.
Серьезная девальвация рубля, замедление темпов роста российской экономики, западные санкции — это, очевидно, не лучшие новости для российских деловых кругов. Однако, как известно, любой кризис не только отбирает, но и дает новые возможности. Особенно это заметно по сфере услуг: из-за ослабление потребительских возможностей отмирают лишние, дорогие сервисы, тогда как незаменимые или помогающие сэкономить — развиваются. К сожалению, подчас условия выживания диктуют не самые честные методы.
В годы экономических трудностей люди не всегда могут позволить менять старые вещи на новые, поэтому второе дыхание получают компании, занимающиеся разнообразным ремонтом.
«Потому что люди начнут ремонтировать то, что раньше выкидывали. Весьма перспективным направлением представляется изготовление запчастей, техническое обслуживание импортной техники, которой наполнены наши предприятия и на которой мы производим все — от хлеба до космических кораблей. Так что это (инфляция, девальвация — ред.) может подтолкнуть наш рынок бытовых услуг, который на сегодняшний день не насыщен, на нем низкий уровень конкуренции отсюда и высокие цены», — говорит председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.
К нему присоединяется и декан факультета сервиса Санкт-Петербургского государственного экономического университета Александр Морозов.
«Традиционно это, например, сервис транспортных средств. Дело в том, что продажи автомобилей (в кризисный период — ред.) могут упасть, но это не значит, что транспортных средств на ходу станет меньше. Поэтому сфера сервисного, технического обслуживания, ремонт существующих транспортных средств — это очень жизнеспособное направление, и экономические трудности будут влиять на него в меньшей степени», — рассказывает он.
Еще один способ заработать в кризис — предоставлять услуги, от которых просто невозможно отказаться. По словам Морозова, к таковым можно отнести, например, клининг или жилищно-коммунальное обслуживание.
«Клининг всегда будет востребован в любых условиях. Любое предприятие нуждается в наведении чистоты. И либо оно справляется своими силами, либо покупает такую услугу. Или возьмем сферу ЖКХ — это тоже сфера услуг, обслуживание недвижимости. Конечно, и тут могут сказаться кризисные явления, но не в такой степени, как в промышленности или любом другом направлении экономики», — считает эксперт.
В свою очередь, Шелищ полагает, что доход может принести продажа с наценкой самых дешевых продуктов питания. «Всегда, например, в сложные периоды растут цены на продукты, которыми питаются самые бедные люди. Им же уже отступать некуда, нет ничего дешевле», — объясняет он.
Что касается борьбы за клиента, то тут существует множество возможностей повышения конкурентоспособности. По словам Морозова, существенным преимуществом может стать, например, расширение спектра предоставляемых услуг или выстраивание новых производственных цепочек, что позволит снижать цены.
«Скорее всего, более жизнеспособны будут крупные сервисные компании, которые устойчиво взаимодействуют с крупными предприятиями. Если возвращаться к сервису транспортных средств — это может быть взаимодействие с машиностроительными заводами, — говорит эксперт. — А малые игроки будут страдать больше. Будет выигрывать тот, кто способен предоставить максимальное количество услуг».
Снизить цену услуг и получить таким образом конкурентное преимущество можно и за счет упрощения организационной структуры, исключения посредников. Шелищ, в частности, говорит о возможно возрождении производственных кооперативов.
«Может появиться более экономичный сегмент, организованный силами потребительской кооперации. Например, во времена НЭПа потребкооперативы создавали рабочие столовые, — рассуждает председатель Союза потребителей России. — Потребкоопераций сейчас не хватает, они у нас в каком-то загоне, хотя по закону они не запрещены и даже регулируется. Видимо, не хватает инициативы, хотя это реально могло бы быть выгодно. Представьте, сотрудники больницы, школы или вуза создают потребительский кооператив, нанимают какого-то предприимчивого человека, который договаривается с поставщиками. В результате они экономят существенную часть издержек на посредничестве. Я надеюсь, такой опыт рано или поздно появится».
Впрочем, не любая оптимизация идет на благо потребителю. В периоды экономии все производители пытаются экономить на сырье.
«Экономия (может осуществляться — ред.) на издержках за счет замены сырья, фальсификации, упрощение технологий. Например, в кризис 2008-2009 гг. пошел мощный рост импорта пальмовых и кокосовых масел (считаются дешевыми и менее качественными заменителями натуральных жиров в продуктах — ред.). В условиях конкуренции предприниматели пытаются выжить и пускаются во все тяжкие, а риска пострадать нет никакого, потому что нет нормального надзора за качеством», — рассказывает Шелищ.
При этом даже снижение качества продукции вовсе не гарантирует его удешевление, в лучшем случае — сохранение старого прайса.
«Поскольку есть спросовые ограничения, а сырье растет в цене, стараются удерживать цены или увеличивать их минимально за счет замены сырья или упрощения технологий. Кратко говоря — удешевление производства. А добросовестные люди, которые приходили на рынок с благими намерениями, должны либо подстраиваться, либо уходить», — сетует он.
Рынку услуг придется пересматривать и свое позиционирование. Маркетинговые и рекламные приемы, которые раньше позволяли продавать людям то, что им не очень-то и нужно, сейчас справляться со своей задачей не будут.
«Современное потребление и выстроившееся „вокруг“ него производство и сервисы основано на нерациональных мотивациях, когда рациональные и материальные критерии производства и потребления отошли на второй план по сравнению с чисто спекулятивными. Достигается это путем гуманитарных и коммуникационных технологий извлечения прибыли: рекламы, брендинга, маркетинга. Вот только проблемы физического сокращения рынка они не решают: виртуальные технологии наиболее эффективны только в виртуальных системах», — считает эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций Павел Родькин.
Впрочем, по его словам, западные санкции против России, которые искусственно вытеснили с российского рынка часть спектра западных услуг и товаров, могут оказаться спасительным кругом.
«Именно в условиях санкций шанс на выживание и развитие получили не только отрасли реальной экономики, но и рынок интеллектуальных услуг, который точно также был бы неизбежно вытеснен западным. В рамках западной модели сделать это было практически не реально», — говорит эксперт.
Александр Дюпин