В последние дни — незадолго до или вскоре после Миланского саммита «Азия-Европа» — по иностранным СМИ прокатилась череда негативных публикаций о России и ее руководстве. Каждая такая публикация была построена либо вокруг субъективной оценки, либо вокруг непроверенной информации, которая впоследствии опровергалась. По мнению политологов, это новый этап информационной войны против России и ее лидеров.
Началась эта кампания — именно так ряд экспертов характеризуют поток негативных новостей — с сообщений о том, что австралийский премьер-министр Тони Эббот намерен «взять за грудки» Владимира Путина на предстоящем в ноябре саммите G20. Это породило целую череду публикаций, в которых России припоминались различные «грехи», которые Эббот якобы и намерен «жестко обсудить» с российским лидером.
Новый виток обострения произошел вечером 17 октября, в преддверие встречи Путина с германским канцлером Ангелой Меркель на полях саммита «Азия-Европа». «Немецкая волна» сообщила, что Меркель якобы отказалась встречаться с Путиным из-за того, что тот опаздывает. Эта новость, несмотря на то, что вскоре была опровергнута самим фактом встречи лидеров, тем не менее, активно перепечатывалась различными СМИ и наделала много шума.
Дала немецкая пресса и еще ряд антироссийских сенсаций несколько дней спустя. Например, журнал «Шпигель», ссылаясь на неопубликованный официально доклад немецких спецслужб, сообщил о том, что германские эксперты якобы пришли к выводу, что малазийский «Боинг» в небе над Донбассом сбили именно пророссийские ополченцы, хотя, по традиции, никаких доказательств в пользу этой версии представлено не было. В свою очередь газета «Ди цайт» рассказала о том, что якобы в 1980-е годы Федеральная разведывательная служба Германии (BND) внедрила шпионку в окружение Владимира Путина, который тогда работал при советском посольстве в Германии. Любопытно, что в самой же статье один из экспертов — научный сотрудник Федерального ведомства по хранению и изучению архивов спецслужбы ГДР «Штази» Гельмут Мюллер-Энбергс — фактически опровергает эту информацию.
В начале недели американский журнал «Политико мэгезин» опубликовал интервью с бывшим министром иностранных дел Польши Радославом Сикорским, который обвинил Путина в том, что тот в 2008 году якобы предлагал премьеру Польши Дональду Туску разделить Украину и намекал на намерение присоединить Крым к России. Это заявление газетыуже опроверг сам Сикорский, сказавший, что бы неправильно понят журналистами.
19 октября шведская газета «Свенска дагбладет» сообщила о том, что в акватории близ Стокгольма якобы терпит бедствие российская подводная лодка. Информацию о принадлежности судна, сам факт наличия которого также наверняка не установлен, опровергли и в шведском, и в российском военных ведомствах. Более того, одновременно появилась информация из российских и шведских источников о том, что речь может идти о голландской подлодке. Тем не менее, большая часть западных СМИ до сих пор описывает развитие этой темы именно как «подробности поисков русской подлодки…».
По мнению руководителя Центра прикладных исследований и программ Александра Точенова, речь идет об очередном этапе информационной войны против России.
«Используются все возможные поводы: если есть возможность говорить о каких-то ошибках или промахах России, то об этом говорится в 10 раз больше обычного, если таких действий нет, значит, нужно их еще придумать. Идет нагнетание обстановки с целью давления на руководство России и в целом на русскоязычную аудиторию, а также нагнетание истерии у своих граждан с тем, чтобы показать какая Россия плохая. Все это комплексная антироссийская работа. Хотя создается впечатление, что сейчас это делается от бессилия, желания насолить хоть как-то», — считает политолог.
Схожим образом тенденцию описывает и вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. По его мнению, «консолидированная информационная кампания» может быть связана, в том числе, с прошедшим миланским форумом «Азия-Россия», который, по мнению эксперта, можно считать успешным для России.
«Надо отметить, что началось это незадолго до 26 октября, когда запланированы выборы в Верховную раду, и незадолго до 28 октября, когда состоится встреча послов ЕС, на которой будет обсуждаться отмена санкций против России. По этому поводу, кстати, еще будут встречаться эксперты и представители Евросоюза. Очевидно, что эта консолидированная информационная кампания приурочена именно к этим событиям», — говорит Абзалов.
Эксперт считает, что кампания может быть нацелена на ухудшение отношений России с Евросоюзом, на устранение влияния России на предстоящие на Украине выборы, а также заставить Москву пойти на большие уступки в предстоящих газовых переговорах.
«На энергетических переговорах (в Милане — ред.), скорее всего, были достигнуты договоренности на среднесрочную перспективу (по словам российских представителей, на переговорах договорились только о цене $385 за 1000 кубометров газа, тогда как в Киеве утверждают, что договоренность предполагает летнюю скидку до $325-ред.), в связи с этим информационное давление может быть призвано повлиять на Россию с тем, чтобы возобновить диалог и пойти на уступки», — считает политолог.
Впрочем, не все эксперты склонны видеть в этом потоке новостей целенаправленную кампанию. К примеру, доцент кафедры европейской интеграции МГИМО (У) МИД России Александр Тэвдой-Бурмули полагает, что каждая отдельная новость последних дней появилась самостоятельно, однако, по его словам, «нынешний климат отношений России и ЕС позволяет эти темы невозбранно поднимать».
«Я не думаю, что к ним стоит относиться как к чему-то внезапно появившемуся. Подобные тексты появлялись и раньше, например, о связях Путина с какими-то немецкими спецслужбами, — говорит эксперт. — Чем дальше заходит кризис, тем больше появляется мелких вводных, которые в другой ситуации были бы проигнорированы, а в этой ситуации они еще больше накаляют атмосферу. Например, в иной ситуации случай с подлодкой прошел бы без всяких последствий. Была бы организована операция по спасению, если там действительно что-то плавает, и инцидент на этом был бы исчерпан».
Александр Дюпин