Работы фотокорреспондента Андрея Стенина войдут в историю. Сочетание исторической значимости и высокого художественного мастерства делают работу Стенина уникальной. Такое мнение высказали эксперты, опрошенные Центром политического анализа.
В среду, 3 сентября, агентство «Россия сегодня» подтвердило факт гибели своего фотокорреспондента Андрея Стенина на Украине. По данным Следственного комитета РФ, журналист погиб в окрестностях города Снежное (Донецкая область) 6 августа в результате обстрела автоколонны украинскими военнослужащими.
До этого момента Стенин считался похищенным украинскими силовиками, он не выходил на связь с 5 августа. Его коллеги и представители международных организаций организовали акцию по освобождению журналиста #освободитеандрея (#freeandrew).
Президент России Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким Андрея Стенина.
«Примите глубокие соболезнования в этот тяжелый час. Мы верили, что Андрей вернется к родным и близким, но горькое известие перечеркнуло эти надежды», - отмечает Путин в телеграмме матери погибшего журналиста Вере Стениной.
Президент подчеркивает, что погибший до конца выполнил свой журналистский и человеческий долг, «сделал все, чтобы люди, весь мир, узнали правду о трагических событиях, которые происходят на донецкой земле».
«Мы навсегда сохраним светлую память об Андрее Стенине», - говорится в телеграмме главы государства.
Москва требует от Киева проведения тщательного и непредвзятого расследования убийства фотокорреспондента и сурового наказания виновных, говорится в официальном заявлении МИД РФ.
«Целый ряд признаков указывает на то, что это очередное варварское убийство - вновь дело рук украинских силовиков и «национальных гвардейцев», контролировавших, по свидетельствам очевидцев, территорию, на которой были найдены расстрелянные автомобили, включая тот, в котором было обнаружено тело Андрея Стенина», - заявили в МИД РФ.
«Требуем от Киева проведения тщательного и непредвзятого расследования убийства Андрея Стенина и сурового наказания виновных», - подчеркнули в министерстве.
В дипведомстве напомнили, что «за несколько месяцев Россия потеряла на Украине четверых своих журналистов - ситуация неслыханная, в том числе по сравнению с другими кровавыми вооруженными конфликтами последних лет».
Специальный корреспондент МИА «Россия сегодня» Валерий Мельников рассказал, что из-за частых командировок и разъездов общался со Стениным больше по делу и на ходу. «Поездки в зону конфликтов всегда отнимают много сил душевной энергии. Таковых у Андрея за последние несколько лет было более чем достаточно», - пояснил он.
«Отчуждение и внутренняя пустота - это все что остается у человека после работы в таких местах. Конечно, если цинизм еще не совсем прожег твою душу. Андрей таковым не стал. Таковыми не были и его фотографии, где бы он ни работал - в Египте или Сирии, Киргизии или Ливии. Потом была Украина», - добавил Мельников.
По словам спецкора, в военной фотографии очень важен близкий, практически личный контакт с происходящим, с участниками конфликта. «Андрей подошел к войне так близко, насколько это было возможно. Посмотрите его последние фотографии и, быть может, кроме войны вы увидите то, что запомните навсегда», - подчеркнул коллега погибшего журналиста.
Фотограф Игорь Старков отмечает, что между снимающими новости и создающими образы есть серьезная разница, которую стерла война. «Теперь создают образы те, кто должен следовать за ними, а документалисты нервно ждут своей очереди, чтобы прикоснуться к истории», - говорит он.
По словам Старкова, Андрей создал образ этой войны, образ ополчения, зверств украинской армии и ужаса происходящего. «Именно он сделал главные фотографии о молодой Новороссии, достойные учебников по своей исторической значимости и музея, по форме и художественной составляющей. Такого не было в России со времен Великой Отечественной», - убежден он.
Фотограф считает, что сочетание исторической значимости и высокого художественного мастерства делают работу Стенина уникальной.
При этом Старков сетует на то, что многие так называемые авторитетные коллеги не заметили исчезновения Сенина и высказались только после того, как получили «морального пинка в публичном сетевом пространстве». «Люди, которые управляют производством образов, очень долго искали удобные формулировки для того, чтобы выразить свою озабоченность исчезновением Андрея, что неудивительно в контексте их полной зависимости от США и Европы, с которыми фактически мы находимся в состоянии холодной войны», - полагает он.
Публицист Исраэль Шамир отмечает, что фотокорреспонденты на войне рискуют больше всех. «Если обычный журналист может что-то написать, сидя в гостинице, то фотокор должен высунуться, чтобы получить хороший кадр. Часто журналистов убирают намеренно, чтобы скрыть правду о войне. Журналистика – вещь серьезная и опасная. Честь и хвала тем коллегам, что освещают события непосредственно на месте, а не издалека», - говорит он.
«Каждый раз очень грустно, когда погибают коллеги. Не забудем, что есть журналисты, которые томятся в тюрьмах киевского режима», - напоминает он.
Андрей Тихонов