Россия нашла в Индии нового политического партнера

22 мая 2014 / 21:30

Президент Индии Пранаб Мукерджи 21 мая назначил премьер-министром страны Нарендру Моди – лидера победившей на выборах партии Бхаратия джаната парти (БДП). В России эту победу приветствовали, несмотря на то, что главным союзником РФ считается проигравшая партия Индийский национальный конгресс (ИНК). Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, отмечают, что вопреки традиционным связям с ИНК России выгодны политические перемены в Индии.

Парламентские выборы в Индии продолжались с 7 апреля по 12 мая. В них поучаствовали более 67% избирателей – это порядка 540 миллионов человек. Фактически вся капания была построена на критике правящей последние 10 лет партии ИНК, во главе которой стоит Соня Ганди, последнее десятилетие считавшаяся теневым руководителем страны, ее брат вице-президент Рахуль Ганди и премьер-министр Манмохан Сингх, уже ушедший в отставку. В итоге ИНК вместе со своими союзниками получила только 59 мандатов в 543-местном парламенте.

Первое место заняла БДП (Народная партия) во главе с очень популярным главным министром штата Гуджарат Нарендру Моди, выигравшим 282 места (порядка 55% мандатов). Впервые за 30 лет в Индии одна партия, не объединяясь в коалиции, сможет сформировать собственное правительство.

Несмотря на то, что еще с советских времен Россия традиционно ставила на связи с ИНК, 19 мая президент РФ Владимир Путин отправил лидеру БДП Нарендру Моди телеграмму с поздравлениями. Российский лидер напомнил, что в основе российско-индийских отношений лежит партнерское соглашение, подписанное именно в один из кратких промежутков времени, когда БДП приходила к власти. Речь идет о промежутке с 1998 по 2004 годы, когда БДП с союзниками преобладали над ИНК.

«Владимир Путин выразил уверенность в том, что сообща удастся приумножить достижения предыдущего периода», - говорится в сообщении Кремля.

Нарендру Моди, как правило, характеризуют тремя чертами. Во-первых, он возглавляет партию весьма националистических убеждений, которая ориентирована на индуистов, коих в стране порядка 80%. Во-вторых, он считается хорошим управленцем, т.к. за 10 лет его руководства ВВП штата Гуджрат ежегодно рос в среднем на 10-12%. В-третьих, в прошлом у него достаточно напряженные отношения с США.

Руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян полагает, что в России приветствовали приход к власти в Индии БДП, так как при ИНК в стране прекратилась стабильность, а с такой страной тяжело работать.

«Конгресс себя в какой-то мере скомпрометировал, вся предвыборная кампания прошла под критику Конгресса и его попыток себя оправдать. А для России важна определенная стабильность в Индии», - объясняет она.

Кроме того, как показывает история, российскому руководству вполне комфортно работать и с БДП. В 1977 году эта партия уже приходила к власти, более того она пропагандировала равноудаленность от СССР и США, что грозило денонсацией соглашения о партнерстве с Советским Союзом.

«Но выборы прошли, и один из первых обменов визитами на высшем уровне были визиты с советскими политиками. [Лидеры Джаната парти] Десаи и Ваджпаи приезжали в Москву, [министр иностранных дел СССР Андрей] Громыко был одним из первых иностранных руководителей, кто приехал в Индию после победы Джаната парти. И ни о какой денонсации договора никто даже не вспомнил. Это говорит о том, что одно дело предвыборные лозунги партии, другое – реальная власть, реальная политика. Для Моди, а в то время для Десаи и Ваджпаи - это политика, одним из важнейших приоритетов которой были отношения с СССР и Россией… Насколько я знаю, Моди расположен к России. Несколько дней назад он сказал, что для него приоритет – это Китай, Россия и  Япония», - говорит Шаумян.

В свою очередь, профессор кафедры Истории стран Дальнего Востока СПбГУ Игорь Котин не ожидает, что отношения Индии и России при новом правительстве принципиально изменятся. Однако в смене партии власти в Индии ряд обстоятельств играет России на руку.

«Нужно иметь в виду, что у БДП традиционно были не очень хорошие отношения с США, которые в течение 9 лет не давали въездную визу Нарендру Моди, который занимал пост главного министра штата Гуджарат. В этом плане очевидны пути к сближению [с Россией]», - отмечает Котин.

«Заинтересована Индия и в нашей поддержке и военно-стратегическом сотрудничестве, покупке российских вооружений и технологий. Дело в том, что Нарендру Моди ранее заявлял, что Индия будет твердо защищать свои интересы на северо-востоке страны, а ее отношения с Китаем будут определяться как отношения двух очень сильных партнеров», - объясняет эксперт.

О том, что БДП уже давно зарекомендовала себя как хороший партнер России, говорит и доцент кафедры истории Южной Азии Института стран Азии и Африки Анна Бочковская. Она напоминает, что коалиция сил во главе с этой партией уже приходила к власти в Индии в 1998 году и правила до 2004 года.

«Как раз в этот промежуток времени были подписаны очень важные соглашения между Россией и Индией. На том этапе российско-индийские отношения демонстрировали поступательные движения без каких бы то ни было скачков или торможений. Есть все основания полагать, что то же самое будет и сейчас, потому что и Индия и Россия прекрасно понимают своих визави», - говорит она.

Архивный материал.
БДП за эти годы усилилась и взлетела выше / читать
У БДП традиционно были не очень хорошие отношения с США / читать
Моди расположен к России / читать