Россия имеет право на информационную безопасность

15 января 2014 / 20:15

Скандал с отказом российских властей во въезде на территорию России журналиста Дэвида Саттера накануне Олимпиады в Сочи является одним из эпизодов информационной войны.  Центр политического анализа опросил известных российских журналистов и политтехнологов о том, какими мотивами руководствовались российские власти, принимая решение об отказе во въезде Дэвида Саттера на территорию РФ. В целом, эксперты единодушно сошлись на том, что Россия вправе отказать во въезде на свою территорию тому, кому считает нужным.

14 января в интервью газете The Guardian американский журналист Дэвид Саттер заявил, что ему было отказано во въезде в Россию. Отвечая на обвинения журналиста в адрес российских властей, МИД РФ сообщил, что Саттеру отказано во въездной визе в РФ из-за нарушения им миграционного законодательства.

«Саттер въехал в Россию 21 ноября 2013 года. Получив в пресс-центре МИД России аккредитационное удостоверение корреспондента радиостанции «Свобода»/ «Свободная Европа» сроком на один год, он по действующим миграционным правилам незамедлительно должен был явиться в Управление Федеральной миграционной службы (УФМС) по Москве и получить многократную визу для пребывания на территории России, о чем был уведомлен московский корпункт радиостанции», - отметили в российском дипломатическом ведомстве.

Несмотря на это, отмечает МИД России, Саттер лишь 26 ноября 2013 года обратился в УФМС по Москве, где ему было отказано в многократной визе на основании грубого нарушения российского миграционного законодательства. «Фактически с 22 по 26 ноября 2013 года этот гражданин США находился на территории России незаконно», - подчеркивается в заявлении МИД России.

В конце ноября 2013 года прошло заседание Таганского районного суда Москвы, на котором Дэвид Саттер был признан виновным в административном нарушении. «Свою вину он признал. Судом было назначено наказание в виде штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации. 4 декабря 2013 года Саттер покинул территорию России», - информировали в министерстве. «На основании ст. 27 п. 2 федерального закона «О выезде из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию» миграционными властями ему был закрыт въезд на территорию нашей страны на пять лет со дня выдворения», - указали в МИД причины выдворения Саттера с территории Российской Федерации.

Как следует из сообщения МИД России, Дэвид Саттер намеренно нарушил российский закон о въезде и выезде, после чего на судебном заседании свою вину в нарушении этого закона признал. Однако вместо того, чтобы обжаловать решение Таганского районного суда Москвы в установленном законом порядке, Саттер выступил с обвинениями в адрес российских властей. Эти обвинения были тут же подхвачены некоторыми иностранными СМИ и официальными представителями властей США.

Посольство США в Москве выразило обеспокоенность выдворением американского журналиста из России. Посол США в РФ Майкл Макфол поднимал этот вопрос на встрече с заместителем главы МИД Сергеем Рябковым. Официальный представитель Госдепартамента США Мари Харф, комментируя ситуацию вокруг корреспондента радиостанции «Свобода», 14 января заявила, что Соединенные Штаты разочарованы решением российских властей отказать во въездной визе американскому журналисту.

«Мы неоднократно говорили, что сдерживание свободного потока информации мешает созданию атмосферы свободных дискуссий, необходимой для обновления и динамичного развития общества», - подчеркнула дипломат, добавив, что США будут «следить за этим делом».

Дэвид Арнольд Саттер работал на территории Советского Союза и России с 1972 года в качестве корреспондента Financial Times и Wall Street Journal. Он автор серии книг и статей о России. В частности, в книге «Тьма на рассвете» (1999) он утверждал, что за взрывами домов в Москве и Волгодонске якобы стоит ФСБ. Впоследствии в периодических изданиях он неоднократно писал о том, что ответственность за теракты в Беслане и «Норд-Осте» якобы лежит на президенте Путине. Будучи уже консультантом радио «Свобода», он критически высказывался о возможностях России обеспечить безопасность Олимпиады в Сочи после волгоградских терактов. 

Мы спросили у известных российских журналистов и политтехнологов, какими мотивами руководствовались российские власти, принимая решение об отказе во въезде Дэвида Саттера на территорию РФ. А также попытались узнать, не занимается иностранный журналист банальным самопиаром. В целом, эксперты единодушно сошлись на том, что Россия вправе отказать во въезде на свою территорию тому, кому считает нужным.

С точки зрения писателя и публициста Марины Юденич, сейчас довольно сложно судить о бюрократических ньюансах скандала. Однако, отказ в выдаче визы она в любом случае считает правомерным.

«Человек систематически клеветал на нашу страну, и есть разница между объективным освещением ситуации и банальной клеветой. Обвинять государство и силовые ведомства в подрыве домов - это злонамеренная клевета, так как эта версия не получила никаких подтверждений. Рассуждать на эту тему - значит дискредитировать руководство страны и её структуры. Особенно не нужно это сейчас, когда террористическая угроза действительно высока. И государство может оградить себя от присутствия подобного рода персонажей» Эксперт: Юденич Марина Андреевна

Политолог Сергей Черняховский более подробно останавливается на разборе специфики информационных войн и информационных вбросов в современном обществе.

«Государство базируется не только на экономике и политике, но и на определенных смысловых стержнях, и разрушение этих основ и есть информационный терроризм, от  которого страна имеет право защищаться», - считает он.

По мнению Черняховского, неудивительно, что как журналист с богатым опытом в сфере «информационного терроризма» на территории нашей страны, Дэвид Саттер всячески раскручивает инфоповод со своим выдворением, пусть и на законных основаниях«Как писал Марк Твен, любое упоминание в прессе на пользу, если это не некролог», - говорит Черняховский.

Тележурналист Максим Шевченко знает Дэвида Саттера как известного советолога и специалиста по современной России, который не раз бывал у него в гостях на Первом канале. Отказ Саттеру в выдачи российской визы Шевченко считает одной из вех в обострении отношений между Россией и США, которое начали американцы, опубликовав «список Магнитского».

Тем не менее, Шевченко тоже не видит препятствий для отказа Саттеру в получении российской визы.

«Любое государство может отказывать в выдаче визы тому, кому считает нужным, без объяснения причин, и я не понимаю, почему американцы требуют от других то, что запрещают себе» Эксперт: Шевченко Максим Леонардович

Выдворение из страны Дэвида Саттера вполне оправданно и с точки зрения политтехнолога Анатолия Вассермана.

«Вполне понятно, что человек, так относящийся к стране пребывания, должен быть из неё изгнан. Это норма для любого государства, заботящегося о собственных интересах, а не об интересах иностранных журналистов. Саттер неоднократно отрицательно, а то и вовсе оскорбительно высказывался о РоссийскойФедерации, человеку с такими взглядами не место в стране»,- считает Вассерман.

Специалист по российско-американским отношениям Виктор Олевич указывает на то, что за многие годы работы в СССР и постсоветской России, Дэвид Саттер зарекомендовал себя как «враждебно настроенного представителя западных структур, готового прибегнуть к бездоказательным инсинуациям для очернения имиджа России и ее политического руководства». Эксперт приводит несколько примеров отказов во въезде на территорию США по аналогичным причинам.

Архивный материал.
США отказывают в получении визы вообще без каких-либо объяснений / читать
Страна обязана защищать себя от информационного терроризма / читать
Любое государство может отказывать в выдаче визы тому, кому считает нужным / читать
Отказ в визе Саттеру может быть симметричным ответом / читать
Отказ во въезде нежелательным иностранцам - стандартная практика в США и других странах / читать
Саттер пренебрег формальными правилами, обязательными для журналистов, прибывающих в РФ / читать