Минфин России не торопится выделять средства на повышение зарплат до того, как получит обоснованный план повышения эффективности труда в регионах.
Российское правительство получило очередной сигнал о необходимости ускорить финансирование регионов, испытывающих дефицит средств на реализацию обещанного президентом Владимиром Путиным повышения зарплат бюджетников. В политических кругах именно на нерасторопность экономического крыла кабмина списывают задержки в исполнении инаугурационных указов главы государства.
Речь идет об обращении комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока к правительству, о котором стало известно 21 мая. По итогам расширенного заседания, комитет рекомендовал помочь регионам либо деньгами, либо, по крайней мере, списав долги или дав по ним отсрочку перед федеральным бюджетом.
Ранее с аналогичными рекомендациями – вкладывать больше денег в регионы - выступала Счетная палата РФ. По данным апрельского оперативного доклада этого контрольного ведомства, правительство недодает денег сразу по нескольким направлениям.
В частности, при росте доходов казны и населения, а также сокращения безработицы правительство недостаточно финансово стимулирует внутренний спрос в стране. По мнению аудиторов, мало денег вкладывается в инфраструктуру и материально-техническую базу, и это тормозит рост экономики (с января по апрель 2013 года – всего 1,1%).
Провисает и отраслевое финансирование. Например, по апрельским данным Счетной палаты, на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей при проведении весенних полевых работ выделено лишь 8% от предполагаемого годового объема. А субсидии на выращивание элитных растений получили только 7 регионов. Подобные проволочки - делают выводы аудиторы – могут привести к срыву полевых работ.
В оправдание кабинета министров стоит сказать, что в мае на встрече с единороссами премьер-министр Дмитрий Медведев заявил о выделении на весенние посевные работы дополнительных 42 млрд рублей, что, очевидно, несколько исправляет ситуацию по крайней мере в этой сфере.
И, тем не менее, недофинансирование регионов остается очевидным фактом. По данным того же апрельского аудита Счетной палаты, проверившей бюджеты 78 регионов страны, на исполнение президентских указов по доведению зарплаты бюджетников до уровня средней по региону не хватает еще около 140 млрд рублей (консолидированный доход бюджетов 78 регионов - 623 млрд рублей, а планируемый расход на повышение зарплат – 773 млрд рублей).
В Минфине утверждают, что весь дефицит покроют, выделив дополнительно 100 млрд рублей (на сегодня уже выделено 60 млрд рублей) плюс 75 млрд рублей в кредит. Однако в финансовом аналитическом центре Standard & Poor’s считают расчет Минфина слишком оптимистичным, пишет газета «Ведомости». Реальный дефицит регионов, по данным организации, превышает 400 млрд рублей. Если эти данные достоверны, то изыскивать из казны придется значительно больше, чем пока планирует Минфин.
Впрочем, логика финансового ведомства тоже понятна. Там упрекают региональные бюджетные организации в неэффективности. Замминистра финансов Алексей Моисеев напомнил, что в указах президента сказано, что зарплаты должны расти не просто так, а вслед за повышением эффективности труда. А последнего пока не наблюдается. Поэтому Минфин ждет от регионов «дорожных карт» по повышению производительности труда, и когда их получит - выделит оставшиеся по плану деньги (40 млрд рублей).
Кроме того, в Минфине планируют проанализировать эффективность бюджетников (по-видимому, будут выработаны определенные стандарты или требования) и начать сокращения тех, кто с работой не справляется. Это хоть и жесткий метод, но он, тем не менее, «убивает» сразу двух зайцев: и дефицит сокращается, и неэффективные работники стимулируются к повышению квалификации и производительности.
Напомним, об этой экономической дилемме во время «Прямой линии» говорил и президент РФ Владимир Путин. Он признал, что когда рост зарплат обгоняет производительность труда – это плохо для экономики, однако социальные обязательства не позволяют искусственно уравновешивать этот процесс за счет торможения зарплат.
«Конечно, с точки зрения экономики это неправильно. Но с точки зрения социальной справедливости это важно: мы пошли на повышение пенсий и заработной платы военным вполне сознательно», - обрисовал президент ситуацию.
Опрошенные ТАСС-Аналитика эксперты высказывают разные мнения относительно того, кто прав в споре о выделении дополнительных средств регионам. Например, председатель комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, член фракции КПРФ Николай Харитонов заявил, что ситуация в ряде субъектов на сегодняшний день слишком плачевна и требует вмешательства вне зависимости от экономической целесообразности.
«Мы опирались на данные с начала 2013 года. Так вот, согласно им, заимствования регионов выросли на 260 млрд рублей, территории погружаются в долги все глубже и глубже. И с этой проблемой – недостатком финансирования – согласились все участники совещания», - заявил он, в то же время согласившись, что Минфин должен дифференцированно подходить к каждому из регионов.
В свою очередь, президент компании НЕОКОН Михаил Хазин считает рекомендации комитета «чисто политическим шагом»: либо глава комитета Харитонов так завуалированно добивается увеличения финансирования в своей вотчине – агропромышленном комплексе, либо единороссы, которые имеют большинство в Думе, таким замаскированным способом, критикуя правительство, демонстрируют преданность президенту.
А вот директор Центра региональных инициатив Высшей школы экономики Иван Огнев полагает, что доводы Минфина о необходимости прежде представить план повышения эффективности труда выглядят разумней.
«В этой ситуации я поддерживаю Минфин, который нашел прекрасную ловушку для региональных властей: и не выполнить указы от 7 мая недопустимо, и без обоснований денег на повышение зарплат бюджетников не получить. А уж если официальный план представишь, то потом не отвертишься от его выполнения», - заявил эксперт ТАСС-Аналитика.
Огнев считает, что Путин такие требования правительства, скорее всего, поддержит, так как доверяет профильным министрам - главе Минфина Антону Силуанову и министру экономического развития Андрею Белоусову.