Намерение президента Украины Петра Порошенко прекратить финансирование украинских научных программ и пустить высвободившиеся бюджетные средства на производство «беспилотников» и «высокоточного оружия» скептически оценивается экспертами, опрошенными Центром политического анализа. По мнению экспертов, это является стимулированием утечки мозгов в интересах ЕС, а для загрузки военного производства у Украины просто нет денег и технологий.
Украина сократит финансирование «никому не нужных» научных программ в пользу повышения объемов производства собственного вооружения для обеспечения потребностей военнослужащих, заявил президент Петр Порошенко накануне в Славянске.
«Не будет больше расходования миллиардов народных средств, средств налогоплательщиков на никому не нужные научные программы, которые служили лишь элементом хищения», - отметил Порошенко.
По его словам, военно-промышленное производство Украины будет заниматься изготовлением «систем высокоточного оружия, беспилотников, всего, в чем нуждается украинская армия - начиная от бронежилетов и заканчивая тепловизорам».
Глава ассоциации «Поставщики Таможенного союза» Олег Ногинский считает, что это заявление Порошенко сделал в интересах ЕС.
«Европе не нужны конкуренты в науке. Любая научная программа составляет конкуренцию европейским научным центрам и предприятиям. Если на Украине сворачивают остатки государственного финансирования науки, которого и так было немного, все ученые уедут в страны Евросоюза и США. Ведь одновременно со сворачиванием финансирования украинским ученым поступают заманчивые предложения от европейских институтов о переносе исследований в Америку и Европу. То есть мы наблюдаем стимуляцию вывоза мозгов из страны в угоду этим центрам силы»
Ногинский отмечает, что, несмотря на то, что украинская наука была разгромлена уже давно, оставались отдельные самородки, которые делали открытия на мировом уровне. «Например, авиадвигатель запорожского ЗМКБ «Прогресс» опережает все известные в мире аналоги, исследования «Южмаша» в области ракетной техники никто до сих пор не смог повторить. Активно разрекламированный электронный скальпель, который делает анализ ткани прямо во время операции, также разработан украинскими учеными в английской лаборатории. Так что самородков и подвижников хватает. Для того, чтобы они более активно выезжали за рубеж, и проводятся властью такие мероприятия. После заявления Порошенко они будут искать, куда им уехать», - говорит он.
Депутата одесского горсовета, политэмигранта Александра Васильева заявление Порошенко крайне удивило. «Честного говоря, тирада Порошенко о миллионах потраченных налогоплательщиками на финансирования неких многомилионных научных программ лично меня удивила», - отмечает он.
«За полтора десятка лет своей научной деятельности я еще ни разу не видел какого-то полноценного финансирования науки со стороны украинского государства. Большинство исследований ведется за счет привлечения европейских, американских, российских, а в некоторых случаях китайских средств»
Публицист Александр Чаленко убежден в том, что украинская наука по большому счету умерла уже давно и считать, что решение Порошенко негативно повлияет на ее развитие, не приходится. «В советские времена Киев был крупным научным центром. Там работали академик Николай Амосов, автор новаторских методик в кардиологии и торакальной хирургии, академик Виктор Михайлович Глушков, разработавший первую в СССР персональную ЭВМ «МИР-1». Сейчас, конечно, таких достижений и близко нет», - указал он.
По его словам, за двадцать три года независимости украинская наука утратила свой потенциал, все талантливые ученые уехали. «Как мне рассказывал один приятель-физик, его научный руководитель вместо семинаров проводил политические занятия и рассказывал на них про то, как нужно бороться с Януковичем», - сообщил он.
«Нехорошо, конечно, что Порошенко отказался финансировать науку, но по большому счету украинской науки просто не существует. Все что есть, является вторичным и третьестепенным», - подчеркивает он.
Планы Порошенко загрузить украинские предприятия заказами на выпуск высокоточного оружия эксперты также воспринимают скептически. «Про украинские беспилотники я до сей поры не слышал. Если они называют «высокоточным оружием» ракеты «Точка-У», которых четыре штуки на все вооруженные силы Украины, то может оно и есть то самое секретное оружие», - иронизирует Ногинский.
По его словам, из всей военной техники Украина смогла воспроизвести только бомбардировщик АН-70 и танк «Оплот». «Я не понимаю, где и чего Порошенко хочет разрабатывать. Может он имеет в виду приобретение у Америки или Израиля беспилотников? Тем более на украинскую оборонку государством деньги не выделялись лет десять, с момента прихода к власти Ющенко», - сказал он.
Чаленко напоминает, что для производства беспилотников и прочего нужны деньги. «Это же планируется для собственной армии, а не на экспорт. Если даже Порошенко возьмет для этого кредит, то как он его будет гасить?», - задает вопрос публицист.
По его мнению, заявление Порошенко несерьезное и сделано для того, чтобы задобрить ту часть украинского общества, которая требует продолжения войны.
«Он пытается сказать им: потерпите, нам нужно время на выпуск «высокоточного оружия» и тогда мы разобьем «террористов». Все это не стоит воспринимать всерьез»
Примечательно, что точно такая же риторика про «чудо-оружие», которое спасет Германию» применялась лидерами Третьего рейха в тот период, когда разгром фашистской Германии был уже неминуем.
Васильев не сомневается в том, что люди, которые наловчились разворовывать деньги, выделявшиеся на финансирование «бюджетных тем» точно так же будут воровать на военных разработках. «История с поддельными бронежилетами львовского производства всем хорошо известна», - отмечает он.
Эксперт подчеркивает, что в любом случае инвестиции в науку, даже прикладную, всегда рассчитаны на долгосрочный эффект. «Нельзя направить миллион и через месяц получить украинский тепловизор. Значит, либо Порошенко собирается воевать еще очень долго, либо, что ближе к истине, все эти разговоры это просто игра на обывательских стереотипах о том, что все ученые - это дармоеды, которые сидят на шее у налогоплательщиков. Зачем это делать – предположить не сложно. У государства и без революции и войны не было денег на науку, просто теперь для прекращения даже того скудного финансирования что имело место», - заключает он.