7 мая исполняется один год с момента возвращения Владимира Путина на пост президента Российской федерации. Политики и эксперты подводят итоги этого первого года третьего срока президентских полномочий Путина.
Год назад, 7 мая, состоялась третья для Владимира Путина церемония инаугурации президента России. Прошел год, наступил традиционный момент для первых серьезных выводов о промежуточных итогах работы главы государства.
По мнению опрошенных ТАСС-Аналитика экспертов, главный политический результат - Путин по-прежнему удерживает титул самого популярного политика в стране, несмотря на то, что остается в высших эшелонах власти уже 13 лет.
Второй вывод – страна за минувшие 13 лет сильно изменилась, и «Путину 3.0» приходится адаптировать свою власть к этим переменам.
Третий вывод – условия мирового кризиса требуют от российского лидера решительных мер.
На сегодняшний день социологические данные однозначно позитивны для Владимира Путина. Его рейтинг, по данным всех ведущих социологических центров остается самым высоким среди российских политиков. Согласно ВЦИОМ, его поддерживают 48% россиян. Он заметно опережает премьер-министра Дмитрия Медведева (15%), лидера КПРФ Геннадия Зюганова (9%) и председателя ЛДПР Владимира Жириновского (7%), а также самого популярного министра - бывшего главы МЧС, а ныне руководителя Минобороны Сергея Шойгу (5%). Отрыв от политиков новой формации еще более впечатляющий. К примеру, рейтинг лидера партии «Гражданская платформа» Михаила Прохорова - 1%.
Более того, среди федеральных политиков только Путин и Медведев имеют положительный индекс доверия (соотношение ответов «доверяю» и «не доверяю»).
В пользу действующего президента свидетельствуют и социологические данные ВЦИОМ об изменении качества жизни россиян. С марта 2012 года, когда Путина избрали в третий раз, заметно подскочил индекс благополучия (67 в июле и декабре 2011 года, против 70-72 с момента выборов по март 2013 года). Хотя, очевидно, стремиться есть к чему: число людей, оценивающих свое положение как критичное, хоть и сократилось с 11 до 9%, но остается достаточно значимым. Сокращается и самая большая на сегодня группа россиян - людей, которые испытывают трудности, но способны с ними справиться. Число таковых с декабря 2011 года к марту 2013 года сократилось с 60 до 54%. Эти 6%, очевидно, перешли в категорию людей, которые вовсе не испытывают трудностей, их стало 37% против 31% ранее.
Впрочем, эксперты реагируют на столь впечатляющие данные социологов сдержано. В частности, доктор политических наук Владимир Слатинов наблюдает в системе госвласти политический застой, который, по его мнению, может помешать развитию экономики и, как следствие, способности исполнять достаточно высокие социальные обязательства, которые в свою очередь остаются главным «топливом» для рейтинга Путина.
«Его первый срок был посвящен восстановлению дееспособности государства в сочетании с либеральной экономикой и относительным политическим плюрализмом. Второй срок – построению моноцентрической системы власти. В своем третьем сроке Путин выступает в роли держателя этой политической системы, сохранения ее в целостности», - заявил эксперт.
«Да, Путин остается самым популярным политиком в стране, - продолжает эксперт. - Тем не менее, мы видим на примере «Справедливой России», что даже системная оппозиция вынуждена «прогибаться» под Кремлем. У оппозиции вообще нет новых лидеров. Это грустно, но это так. Все это способствует исчезновению политической динамики, особенно в регионах».
Иного мнения придерживается член Общественной палаты РФ, сопредседатель Совета по национальной стратегии, политолог Иосиф Дискин. Он полагает, что уровень поддержки Путина сейчас лишь «упрочился». Президент, по его мнению, изменил собственный подход к власти, «заговорил на языке ценностей и идей», «подчеркнуто уважительно относится к правам различных структур госвласти», не вмешивается в деятельность ветвей власти, на чем постоянно акцентирует внимание.
«Все это говорит о том, что главная задача Путина - повышение эффективности всей системы власти – уже осуществляется, и ставка в этом деле сделана на поддержку структур гражданского общества. И это реальная демократизация: не просто политические свободы, но и поиск профессиональных инструментов», - заявил Дискин.
Что касается возможных экономических проблем, то, по словам эксперта, негативные предпосылки, признаки рецессии существовали в конце 2012 и начале 2013 года, «но, к счастью, в апреле экономика «задышала». И падение, и подъем, по словам Дискина, связаны с вступлением России в ВТО: изначально новые конкурентные правила осадили российскую экономику, лишив ее «легких денег», но постепенно заработавшие рыночные механизмы все же заставили экономику расти.
«Начинают сказываться рыночные механизмы, работать конкуренция, выигрывают эффективные менеджеры, технологии», - говорит он.
В свою очередь, отвечая на вопросы ТАСС-Аналитика, журналист и политолог Михаил Леонтьев сказал, что с текущей работой президент справляется и позволяет «россиянам наслаждаться главным завоеванием путинской политики – стабильностью». Однако, по мнению эксперта, «перед Путиным стоит глобальная задача мировоззренческого, идеологического характера: как жить в условиях мирового кризиса, как развиваться вопреки его течению и вопреки мировой системе».
«Это совершенно небанальная задача, которая пока не решается никак, - говорит Леонтьев. - В оправдание президенту скажу, что не решается не только у нас, но и во всем мире, потому что никто не знает, как ее решить».
Среди принципиально новых вызовов, на которые предстоит реагировать Путину, политолог называет стремительное наращивание Соединенными Штатами Америки экспорта углеводородов. То есть, вырастет конкуренция с Россией, для которой сырье составляют главную статью бюджетных доходов.
«Страна должна осуществлять структурную перестройку. Отчасти я понимаю промедление с этим, потому что это очень сложный шаг. Мы сейчас находимся в положении человека перед прыжком: либо он решится на него и собирается с силами, либо нет, так как считает, что не сможет допрыгнуть. Но, я считаю, что лучше прыгнуть и не допрыгнуть, чем так и не решиться», - описывает Леонтьев дилемму третьего срока Путина.
Впрочем, подчеркивает эксперт, нынешнее подведение итогов – это «ритуальные танцы», т.к. реальное время для этого еще не настало.