«Перезагружать» нечего

08 августа 2013 / 19:10

Подоплека отказа от визита в Москву в сентябре американского президента Барака Обамы лежит намного глубже «удобного» в медийном отношении фактора Эдварда Сноудена. На самом деле, констатируют эксперты, российско-американская повестка на сегодняшний день исчерпана и если и есть в ней вопросы, то они лежат скорее в плоскости разоружения, а не шпионских скандалов.

В среду стало понятно, что президент США Барак Обама отменяет намеченный на начало сентября визит в Москву. Предполагалось, что глава американского государства станет 5-6 сентября участником G20 в Санкт-Петербурге, а затем проведет в российской столице переговоры с Владимиром Путиным.

Одной из причин отмены визита в Москву стал и фактор бывшего сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена, которому Россия предоставила временное убежище.

Впрочем, этот фактор, как заявил Белый дом, - лишь один из череды. «После тщательной оценки, начатой в июле, мы пришли к выводу о недостаточном прогрессе в нашей повестке дня с Россией для того, чтобы проводить американо-российский саммит», - говорится в официальном заявлении Белого дома. «В связи с недостаточным прогрессом, достигнутым в последние 12 месяцев по таким темам, как противоракетная оборона (ПРО) и контроль над вооружениями, торговые отношения, вопросы глобальной безопасности и соблюдение прав человека и гражданского общества, мы проинформировали российское правительство о том, что считаем более конструктивным отложить саммит до достижения более значимых результатов в нашей общей повестке дня», - цитирует ИТАР-ТАСС официальный документ.

Вместе с тем Белый дом заверил, что «наше сотрудничество по этим вопросам (новый договор по СНВ, Афганистан, Иран, КНДР, ПРО, соблюдение прав человека и обеспечение безопасности в мире) остается приоритетом для Соединенных Штатов».

Поедет ли Обама в Санкт-Петербург, тоже пока до конца не понятно. Предстоящей G20 посвящена лишь единственная фраза о том, что Обама «по-прежнему рассчитывает поехать в Санкт-Петербург 5-6 сентября для участия в саммите «большой двадцатки». В заявлении не уточняется, состоится ли Петербурге двусторонняя встреча президентов РФ и США. В то же время, официальный представитель Белого дома на условиях конфиденциальности сообщил ИТАР-ТАСС, что Обама «рассчитывает встретиться с президентом Путиным на саммите «двадцатки», но планов двусторонних переговоров пока нет». В пресс-службе Белого дома уточнили, что, «конечно, два президента увидятся друг с другом» на G20, «но на данный момент планов проведения встречи в формате «один на один» нет». «Однако это не значит, что такая встреча не будет добавлена в график позднее», - заверили там.

Эксперты резонно констатируют, что пресловутой «перезагрузке» пришел конец: «перезагружать» оказалось в сущности нечего.

«После таких демаршей отношения скорее замирают, а не замораживаются, - полагает глава Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов. - Я думаю, что будет период, когда просто ничего не будет происходить. Через какое-то время, если не будет новых, связанных с господином Сноуденом, новостей, например, он здесь России будет не тихо сидеть, как ему предлагалось изначально, а, скажем, российские власти, обиженные на не приезд Обамы, предложат ему все-таки поработать пропагандистом, тогда эта вся история будет продолжаться. Если таких всплесков не произойдет, после паузы рутинный уровень отношений восстановится».

Вместе с тем, уверен Лукьянов, «что этот рутинный уровень слишком низок». «У нас повестка дня сжалась как шагреневая кожа, - заявил эксперт. - Даже если бы Обама приехал в сентябре в Москву, не очень понятно, что бы обсуждали главы двух государств».

«Сноуден – верхняя часть айсберга. И этот айсберг – отсутствие современной, направленной в будущее повестки российско-американских отношений, - отметил Лукьянов. - Ее просто нет. Старая закончилась, а новая не появилась». Эксперт: Лукьянов Федор Александрович

В свою очередь, заместитель директора по науке Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ Дмитрий Суслов подтверждает, что «отказ Барака Обамы от приезда в Москву – показатель стагнации российско-американских отношений, выхолащивания повестки дня на ближайшие четыре года». «Это связано с ошибкой, которую совершила Администрация Белого дома еще в начале этого года, поставив в центр повестки дня взаимоотношений двух стран проблематику сокращения ядерного оружия», - уверен он.

«Дело Сноудена использовано как ширма для того чтобы оправдать неприезд Обамы в российскую столицу», - подчеркнул Суслов, добавив, что «главная причина отказа от проведения двустороннего саммита – это отказ России идти на сотрудничество с Соединенными Штатами по ядерному оружию».

Но к фактору Сноудена относится достаточно серьезно президент Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов. Он полагает, что Обама проявил своего рода малодушие, испугавшись давления со стороны ряда консервативных конгрессменов.

«Уже много недель подряд я говорю, что пока Сноуден бродит по улицам Москвы или находится на секретной даче в пригороде, рассчитывать на то, что запланированная встреча Путина и Обамы продет в полном объеме бессмысленно, - подчеркнул он. - В условиях, когда Сноуден принят у нас, Обама не может приехать в Москву для переговоров, поскольку после возвращения его просто порвет Конгресс, причем обе палаты. Это политически очень деструктивно». Эксперт: Коновалов Александр Александрович 

Отмена визита Обамы в Москву, полагает Коновалов, закрывает путь переговоров по важным темам. «Есть целый ряд вопросов, который требует немедленного российско-американского обсуждения: проблемы ядерного разоружения, сокращения вооружений, стратегической стабильности, нераспространения ядерного оружия, война в Сирии, вывод американских войск и войск НАТО из Афганистана и целый ряд других, - уточнил он. - Эти проблемы без нашего участия полноценно разрешены быть не могут».

«Президент США был очень заинтересован в московских переговорах, - уточнил эксперт. - В Америке существует аксиома: первый свой срок президент работает на переизбрание, а второй на то, с чем он войдет в историю. У Обамы как раз второй вариант. И получается, что из-за выходки одного экстравагантного молодого человека появляются очень серьезные проблемы».

Вместе с тем, по мнению Коновалова, Сноуден может рассматриваться как новое привнесенное явление в политике. «Возможно, это приход в нее поколения, выросшего в условиях Интернета и считающего, что никакие обязательства, принятые по соображениям государственной секретности не освобождают человека от моральной ответственности по информированию своих сограждан о том, до какой степени глубоко в нашу частную жизнь лезут правительства, не имея на это никакого права, - предположил Коновалов. - Если это так, то за Сноуденом могут последовать другие, в том числе, и в России».

Архивный материал.
Отношения России и США замрут, но не заморозятся / читать
Обама испугался своих конгрессменов / читать
Дело Сноудена использовано как ширма / читать