Конфликтная ситуация вокруг телеканала «Дождь» вызвала неоднозначную реакцию в медиасфере. Патриоты призвали к закрытию телеканала за оскорбление памяти о Великой Отечественной войне, либеральная общественность в ответ запустила кампанию в защиту «Дождя». Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, в свою очередь, полагают, что главные причины отключения телеканала рядом крупнейших операторов кабельного телевидения – исключительно экономические.
4 февраля состоялась пресс-конференция с участием инвестора телеканала «Дождь» Александра Винокурова и генерального директора телеканала Натальи Синдеевой.
Телеканал «Дождь» потерял примерно 85% технического охвата в результате действий операторов кабельного и спутникового телевидения, которые отключили канал,- сообщил на пресс-конференции инвестор «Дождя» Александр Винокуров. Винокуров заявил, что «Дождь» может подать в суд на операторов, отключивших канал. «У нас есть возможность взыскать с операторов какую-либо неустойку, но это не является нашей целью. Юристы готовят соответствующие претензии, но будем ли мы направлять их в суд, мы еще не решили», - сказал инвестор телеканала.
Наталья Синдеева рассказала о том, что отключать телеканал «Дождь» пока не хочет. «Пока мы ничего менять не планируем. Будем работать в том же режиме, с тем же количеством людей, которые у нас есть, - сказала Синдеева. - Немного переориентируем нашу коммерческую службу, чтобы прожить этот период».
По ее словам, планируется размещать больше рекламы на сайте канала, рассматривается распространение в других средах, таких как смарт-ТВ. «Мы это планировали делать в любом случае, но сейчас делаем быстрее», - сказала Синдеева, добавив, что рекламодатели настроены довольно лояльно. Интернет-аудитория канала увеличилась, по ее словам, после скандала в три раза.
Также стало известно о том, что «Дождь» предложил операторам кабельного и спутникового телевидения бесплатно включать «Дождь» в свои пакеты в 2014 году, а юристы телеканала готовят претензии к операторам кабельного телевидения.
Проблемы у «Дождя» начались из-за опроса про блокаду Ленинграда. Опрос появился на сайте телеканала и в программе «Дилетанты» 26 января. Он звучал так: «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?». После разгоревшегося в результате публичного скандала о планах отключить «Дождь» объявили «Акадо», НТВ-Плюс, Ростелеком, Билайн и «Триколор ТВ». Таким образом, на данный момент сотрудничество с телеканалом «Дождь» приостановили все крупные операторы платного телевидения. Вещание «Дождя» продолжается в интернете.
За телеканал вступились главный омбудсмен России Владимир Лукин и глава Совета по правам человека Михаил Федотов, назвав отключение недопустимым и пообещав обратиться в ФАС проверить операторов телерынка по факту картельного сговора.
Мы спросили у экспертов, чего, на их взгляд, больше в разразившемся вокруг «Дождя» скандале: экономики или политики.
Совладелец нескольких медийных компаний и рекламных агентств Дмитрий Лекух считает, что скандал вокруг опроса в годовщину блокады Ленинграда послужил лишь удобным поводом для операторов для того, чтобы отключить экономически нерентабельный канал.
«Безусловно, говоря русским языком, «залет» с идиотским опросом в годовщину блокады Ленинграда, был политическим поводом. Но, думаю, ретрансляторы с удовольствием воспользовались этим залетом для того, чтобы избавиться от экономически нерентабельного канала, который кто-то, на мой взгляд, ранее навязал им»
Писатель и бизнесмен не сомневается в том, что канал не окупался, и на это, по мнению Лекуха, указывает ряд косвенных обстоятельств. «Мало какой солидный канал будет зарабатывать деньги, продавая футболки с лицами собственных журналистов и предлагая за отдельную плату ужин с главным редактором. Это всё клоунада на уровне шоу-бизнеса очень низкого пошиба. По моим ощущениям, аудитория «Дождя» близка к статистической погрешности, их опережает даже первая десятка FM-радиостанций. Звучала цифра в шесть миллионов аудитории, но и она приводится явно не без лукавства - это может быть банально статистика заходов и посещений. К слову, западные сетевые бренды, агентства, на которые ну никак не может повлиять «кровавый режим» также воздерживаются от размещения рекламы на этом канале. Рекламы на канале вообще крайне мало, что тоже очень странно, так как реклама основной источник дохода любого телеканала».
Политолог Григорий Добромелов также полагает, что операторы просто воспользовались удобным поводом для выставления своих претензий к «Дождю».
«Насколько я понимаю, телеканал, пользуясь своим статусом оппозиционного канала, навязывал кабельным операторам свои условия и, по сути, выкручивал им руки. При этом, как выяснилось в ходе этой истории, руководство канала действовало непрозрачно, предлагая операторам совершенно разные условия. Плюс руководство «Дождя» не смогло выработать четкой бизнес-модели и определиться с основным источником своих доходов».
«Сегодняшний шаг со стороны руководства телеканала, предложившего сетям до конца 2014 года пользоваться контентом бесплатно, говорит о том, что в основе лежал именно экономический конфликт интересов», - полагает Добромелов. По мнению эксперта, люди, участвующие в политической борьбе не могут себе позволить вести бизнес неэтично.
С точки зрения генерального директора компании MBC Digital Ольги Архаровой сама по себе практика, при которой операторы должны платить каналу за вещание, а не наоборот, кажется странной.
«Обычно телеканалы вынуждены платить за вход в сети. Единственный же «независимый телеканал» воспользовался доступным на тот момент административным ресурсом так называемых системных либералов. Неслучайный визит Дмитрия Медведева в апреле 2011 года, разговоры участников рынка о дружеских отношениях между пресс-секретарем премьера и руководителем телеканала, дают основания для подобных предположений»,- полагает Архарова. Она также согласна с мнением, что операторы использовали удобный повод для того, чтобы освободиться от финансово обременительного телеканала.