От перестановки даты итоги выборов не поменяются

09 октября 2013 / 17:58

В ближайшее время, судя по всему, кардинальной корректировки выборного законодательства, на которой настаивают представители оппозиционных партий, ждать не стоит. «Единая Россия», имеющая крупнейшую фракцию в Госдуме и способная провести через парламент такие поправки, заняла по этому поводу крайне осторожную позицию.

8 сентября завершилась выборная кампания в 80 регионах страны. Она впервые проводилась в Единый день голосования в сентябре. В первое воскресенье сентября подошли к финишу 6861 выборных кампаний различного уровня, в ходе которых 104 тысячи кандидатов претендовали на 41811 вакантных мандатов. В этих выборах принимали участие 54 политические партии, 12 общественных объединений. Только от политических партий в выборах участвовало 250 тысяч наблюдателей.

Особенностью прошедших выборов стала низкая явка избирателей в целом по стране. В среднем по России она составила порядка 30%, что является, пожалуй, самым слабым показателем за последние годы.

Конечно, один регион не похож на другой. Несколько цифр. Так, итоговая явка на муниципальных выборах в Коми составила 19,38%, а в тоже время в Кемеровской области, где выбирали депутатов кузбасского парламента, к урнам пришли 75,6% избирателей, и этот показатель был на 7,2% больше, чем в ходе прошлой избирательной кампании 2008 года. Итоговая явка избирателей на выборах мэра Москвы составила 32,07%. На низкую явку москвичей на выборах повлияло не слишком удачно выбранное время их проведения. Такое мнение высказал Сергей Собянин, уточнив, что «сам период времени не очень удачен для выборов». Один из «сюрпризов» выборной гонки произошел на выборах мэра карельской столицы Петрозаводска, которые выиграла кандидат-самовыдвиженец Галина Ширшина. На этих выборах явка составила 26,3%, что на 5,1% больше, чем на предыдущих досрочных выборах на пост мэра города в июле 2009 года.

Пестрая картина, тем не менее, заставила говорить о корректировке выборного законодательства. Многие из федеральных политиков в своих заявления говорили о необходимости переноса даты Единого дня голосования.

Так, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов считает, что региональные выборы 8 сентября показали, что необходимо вносить изменения в избирательное законодательство и, в частности, отменять «муниципальный фильтр», переносить Единый день голосования и разрешать создание блоков. А лидер КПРФ вообще заявил, что низкая явка не обеспечивает легальность избранных кандидатов. Он, в свою очередь, по словам Зюганова, стала возможной из-за неудачного выбора времени для Единого дня голосования - в начале сентября, в начале нового учебного года, после возвращения граждан из отпусков, с отдыха.

Против изменений в выборном законодательстве выступили представители «Единой России», которая по итогам 8 сентября во многих регионах упрочила свои позиции. Секретарь Генсовета партии, вице-спикер Госдумы Сергей Неверов по итогам голосования отметил, что низкая явка на выборах «отражает настроение людей, политическую активность, она сопоставима со многими странами мира».

«У нас явка не вызывает никаких вопросов. Странно, когда оппоненты говорят - нам не удалось дойти до избирателей, потому что они были в отпуске - к кому вопросы? Ну, вы дойдите, езжайте в поле, идите в места, где избиратели находятся», - сказал Неверов.

Позже, во вторник, он уточнил свою позицию, выступая на первом пленарном заседании Госдумы, открывшем осеннюю сессию нижней палаты парламента.

«Мы проанализировали этот вопрос (явки – ред.). На выборах в Административных центрах в 2012 году средняя явка составляла 20,5%, сейчас – 27,8%. На прошлых выборах в заксобрания она составила 44,5%, в этот раз 43,6%. В предыдущие годы явка была и по 35, 38, 40, 42%... Так в чем и к кому вопросы? Только к себе!», - заявил Неверов.

Судя по всему, озвученную Неверовым позицию можно считать консолидированной для «Единой России». Напомним, эта партия имеет большинство в нижней палате и без ее участия принять поправки в выборное законодательство просто невозможно.

Заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Дмитрий Вяткин напомнил, что «после 8 сентября многие говорят о переносе Единого дня голосования, о жесткости муниципального фильтра, о возвращении графы «против всех» и еще много о чем». «В целом, из этих предложений получается такое большое лоскутное одеяло, - считает Вяткин. - Предложения о реформировании выборного законодательства зачастую противоречат друг другу».

«С моей точки зрения, то если уж вносить изменения в выборное законодательство, если речь идет в целом о выборах, об общих правилах выдвижения кандидатов, о правилах проведения кампании и так далее, то делать это следует комплексно», - подчеркнул Вяткин, указав на то, что «иначе мы будем менять законодательство от голосования к голосованию», а это, в свою очередь, «не создаст единых правил и условий для выборов».

«Пока же, с моей точки зрения, каждый раз принимать все предлагаемые изменения – это, по меньшей мере, неразумно», - уверен депутат.

Коллега Вяткина по Госдуме и комитету, Вячеслав Лысаков, являющийся первым зампредом комитета по конституционному законодательству и госстроительству, дал свою оценку ряду предлагаемых новшеств.

«Во время этих выборов слышалась критика относительно жесткости муниципального фильтра, - напомнил он. - Но все-таки тех, кто работал в регионах, этот фильтр абсолютно не смутил и не помешал. У меня двоякое отношение к фильтру. С одной стороны, фильтр позволяет отсеивать людей случайных, и он является настоящим фильтром по своей сути. С другой стороны, он должен быть стимулом для работы партий в регионах. Если партия активно работает в субъекте Федерации, для нее этот фильтр не является каким-то серьезным препятствием».

Говоря о Едином дне голосования, Лысаков подчеркивает, что «в этом вопросе очень сложно найти оптимальный вариант, дату его проведения, потому что интересантов в этом вопросе, я имею ввиду социальные и профессиональные группы, слишком много». «Условно, то, что хорошо для дачников, может быть плохо для родителей первоклассников, - пояснил депутат. И ведь еще следует учитывать погодные условия, поскольку у нас огромная страна с большим количеством временных поясов и ощутимой разницей в климатических условиях. Поэтому вопрос этот не такой простой, как кажется, нужно над этим серьезно думать, но какой бы день не был выбран, он всех удовлетворить не сможет».

«Что же касается изменения законодательства о выборах, я к этому вопросу отношусь крайне осторожно, - уточнил Лысаков. - Выборное законодательство - вещь очень деликатная. Следует очень тщательно мониторить процессы, глубоко анализировать выборные кампании с участием экспертного сообщества и только после этого если и менять законодательство, то делать это крайне ювелирно, ведь эти законы имеют огромное значение для всего политического будущего России».

В свою очередь, заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Сидякин подчеркнул, что «состоявшиеся в России выборы были честными и прозрачными».

«Мало у кого вызывает сомнения, скажем, подсчет голосов, который производился в Москве, - напомнил он. - Впервые за долго время организаторы выборов сделали многое для того, чтобы люди, которые наблюдали за этим процессом, да и сами избиратели не сомневались в том, что количество посчитанных голосов равно количеству отданных».

Сидякин – один из немногих, кто высказался за возможный перенос Единого дня голосования, но сделал это крайне осторожно.

«Мне кажется, что если бы Единый день голосования был бы перенесен в сторону конца сентября, то никто бы от этого не проиграл, а часть людей, которые провели это воскресенье на даче, наверное, могли бы быть зачисленными в копилку проголосовавших», - отметил Сидякин.

Архивный материал.
Трудно найти оптимальный день для Единого дня голосования / читать
Муниципальному фильтру нужно найти альтернативу / читать
Предложения о реформировании выборного законодательства зачастую противоречат друг другу / читать