Ключевой темой юбилейного 10-го заседания клуба «Валдай», которое пройдет с 16 сентября по 19 сентября в Новгородской области, станет российская идентичность. Своеобразным прологом к предстоящей дискуссии стал доклад ВЦИОМ, посвященный этой теме. Результаты социологического исследования, представленного Валерием Федоровым в июне, показывают, что тема национальной идентичности - одна из наиболее болезненных в постсоветском общественном сознании.
В условиях обострения общественных противоречий извечные разговоры на тему русской идеи приобретают вполне конкретное политическое измерение. Так, социологическое исследование «Современная российская идентичность: измерения, вызовы, ответы», проведенное ВЦИОМ показывает, что 32% опрошенных вообще не относят себя ни к каким группам, будь то национальные, классовые, конфессиональные общности. 41% и 39% опрошенных соответственно не считают Дагестан и Чеченскую республику российскими территориями. При этом из всех предложенных вариантов «идентичности» более половины опрошенных ассоциируют себя лишь с юридической категорией «граждан России». Это дает экспертам повод говорить с одной стороны, о росте аномии в российском обществе – с другой о нерешенных противоречиях между различными укладами российской жизни: в первую очередь между образом жизни атомизированного городского класса и активными кластерами «традиционного общества», демонстрирующими взрывной рост узкогрупповой этнокультурной идентичности. Должно ли государство поощрять мультикультурализм, защищая и культивируя этнические различия или, напротив, способствовать культурной ассимиляции национальных меньшинств в ходе формирования единой политической нации? Как представляется, экспертная среда еще не скоро придет к консенсусу по этим вопросам.
Член Научного совета ВЦИОМ Леонтий Бызов полагает, что в начале «нулевых» были определенные предпосылки для формирования полноценной российской идентичности. По мнению эксперта, она могла возникнуть на базе синтетической идеологической платформы, сложившейся вокруг политического центра:
«У нас и чистых либералов, и чистых левых, и чистых националистов было мало, и погоду делали не они, а в центре образовался достаточно плотный консенсус из синтеза разных идеологий. На мой взгляд, он и мог стать фундаментом новой гражданской идентичности»
Однако, по мнению Бызова, в последние годы ситуация стала ухудшаться в связи с нарастанием противоречий между различными сегментами российского общества. Социолог полагает, что некоторые из этих конфликтов стали эффектом политических решений, носивших тактический характер. В этой связи наиболее значимым представляется конфликт между урбанизированным населением российских территорий и выходцами из тех зон, где до сих пор велико влияние традиционного общества.
Глава нью-йоркского представительства Института демократии и сотрудничества Андраник Мигранян, автор книги «Россия в поисках идентичности», уверен, что поиски не окончены до сих пор. Эксперт подчеркнул, что разговоры на эту тему, как правило, носят «мелкотравчатый» характер, а участников подобных дискуссий охарактеризовал как «идиотов» и «примитивных дегенератов». Поверхностным обсуждениям Мигранян противопоставляет серьезный подход, в основе которого лежит идея Освальда Шпенглера о духе народа. Политолог солидарен с немецким философом в оценке англо-саксонской культуры как единственной со времен античности полноценной реализации народного духа. Все остальные народы могут лишь более или менее успешно приобщаться к политическим, правовым, общественным, экономическим институтам, созданным англичанами, сообразно своему национальному духу. Вместе с тем, по словам политолога, без идентичности жить «не комфортно», а значит задача состоит в том, чтобы найти свое место в рамках того большого проекта для земного шара, который видится Миграняну безальтернативным.
Писатель Михаил Веллер отмечает, что та специфическая общность, которую Леонид Брежнев в одной из своих речей охарактеризовал как «советский народ», действительно на определенном этапе существовала. Распад единой групповой идентичности начался с «парада суверенитетов», когда на смену политическим, гражданским и культурным определениям стали приходить этнические категории. Именно тогда появились такие выражения как «русскоязычный художник Левитан», «русскоязычный поэт Окуджава» или «русскоязычный писатель Эренбург». С тех пор распад общей идентичности под действием центробежных сил становился все более неумолимым. Вместе с тем писатель отмечает, что сегодня на Западе под «идентичностью» понимают исключительно гражданство, выводя за скобки любые вопросы, связанные с языком, культурой, религией или национальностью. Известный парадокс состоит в том, что негр с Ямайки, получивший английское гражданство, становится англичанином, но что можно сказать об американце, получившем гражданство Китая? «Эта игра идет в одну сторону. Все хотят быть гражданами цивилизованных стран», - резюмирует Михаил Веллер.