Национальная платежная система (НПС) России, как заявил на встрече с президентом России Владимиром Путиным глава Сбербанка Герман Греф, может заработать в течение шести месяцев после принятия всех необходимых законодательных поправок. Впрочем, пока масштаб и функционал будущей системы остаются неясными. Опрошенные Центром политического анализа эксперты полагают, что идея вполне может быть успешно реализована и в будущем пользоваться спросом в России, вопрос только в подходе к идеологии проекта и цене на услуги национальной карты.
Впервые на высоком уровне о создании в России национальной платежной системы заговорили в 2011 году. Тогда Госдума приняла одноименный законопроект, который предполагал объединение в единую систему всех операторов денежных переводов: банки, электронные платежные системы, почтовые услуги по переводу денег.
Вновь эта тема всплыла в разгар Украинского кризиса, когда две крупнейших мировых платежных системы Visa и MasterCard, опираясь на принятые правительством и Конгрессом США санкции против ряда российских бизнесменов, прекратили обслуживание сразу 9 российских банков, крупнейшим из которых оказался банк «Россия».
Чтобы в будущем минимизировать влияние иностранных платежных систем, оперативно было принято решение ускорить проект разработки российской НПС и начать выпуск независимых от других стран платежных карт. Проект был одобрен президентом Владимиром Путиным на встрече с сенаторами в конце минувшей недели.
Во вторник, 1 апреля глава государства встретился с одним из авторов идеи создания российской пластиковой карты, руководителем «Сбербанка» Германом Грефом. Банкир сообщил, что на недавнем совещании в Центробанке пришли к выводу, что НПС может заработать в течение шести месяцев после появления всех необходимых законов, которые уже практически готовы.
Герман Греф подчеркнул, что «Сбербанк» не будет единственным оператором «Универсальной электронной карты». Войти в состав уставного капитала будет предложено всем желающим банкам, а контролирующей организации не будет вовсе.
Эксперты по-разному оценивают перспективы и установленные временные рамки реализации проекта, однако в целом идею приветствуют. В частности, главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин считает, что вряд ли в ближайшие годы НПС России сможет полноценно конкурировать с Visa или MasterCard. Однако развивать систему, по его мнению, нужно вне зависимости от потенциальной рентабельности, т.к. это не коммерческий проект или альтернатива международным платежным системам, а «спасательный парашют» для гарантированного государством бесперебойного функционирования «электронного рубля».
«Мы создаем институт, являющийся неотъемлемой частью существования безналичных рублей. Ведь банкнота любого государства де факто является обязательством этого государства перед использующими ее гражданами. Наличные деньги не требуют сложной платежной системы: один человек оказал другому человеку услугу или продал товар и получил за это наличные. Вот и все. А безналичные деньги, обладая существенными преимуществами перед бумажными, при этом требуют наличия сложной платежной системы, потому что без нее этими деньгами просто не получится воспользоваться. То есть на карточке может лежать миллион рублей, а на практике человек не может им воспользоваться. Если вдуматься, это означает, что государство не смогло обеспечить платежеспособность денег, которыми, например, была выдана честно заработанная зарплата. В этот момент репутация государства, как агента полностью ответственного за свою национальную валюту, страдает», - поясняет Надоршин философию НПС.
По мнению экономиста, по срокам стоит ориентироваться на аналогичный пример создания НПС в Китае, где на это ушло десять лет. За границу российская НПС также вполне может выйти, однако, по оценке Надоршина, об этом речь может идти лишь в более отдаленной перспективе, если система нормально заработает в России и докажет свою эффективность и востребованность.
В свою очередь, гендиректор «ФинЭкспертизы» Агван Микаелян также сомневается, что шести месяцев достаточно для того, чтобы запустить НПС в полноценном режиме. По его словам, через полгода речь может идти лишь о пилотном запуске.
При этом Микаелян считает, что на рентабельность НПС вполне можно рассчитывать сразу. Его успех, считает эксперт, будет зависеть от маркетинга.
«Это вполне прибыльный бизнес, потому, что и Visa и MasterCard – это частные лавочки, которые очень неплохо зарабатывают. Я бы не сказал, что у них фантастическая стоимость предоставляемых услуг. Так что это бизнес интересный. Но повторюсь: нужно понимать масштаб системы и востребованность внутри», - говорит Микаелян.
Финансист считает, что карточка НПС может быть вполне популярна, даже если будет работать только в пределах РФ.
«Можно иметь две карты: одна – например, Национальная платежная система – для внутренних расчетов, чтобы не быть заложником чьих-то сиюминутных прихотей. А при выезде можно воспользоваться другой картой»
При этом и Микаелян и Надоршин считают, что сейчас проект создания национальной пластиковой карты логичнее всего возглавить государству. «Честно говоря, думаю, что это должен быть госпроект, т.к. мы строим НПС как определенный элемент снижения финансовых рисков российских организаций и частных лиц», - считает Микаелян.
Что касается потенциальных потребителей карты, то для них она может оказаться привлекательной, если ее использование будет более выгодным, считает старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований, профессор НИУ ВШЭ Ольга Кузина.
По статистике, 90% россиян пользуются пластиковыми картами только для платежей внутри страны. Для них, считает Кузина, вариант карты НПС может быть выгодней.
«Если же за нее (карту Visa или MasterCard – ред.) придется платить дороже, чем за карточку, которая не предоставляет возможности расплачиваться за границей, то люди могут выбирать более дешевые варианты»
Кроме того, НПС, если будет предоставлять услуги по транзакциям дешевле иностранных аналогов, может оказаться в приоритете у российских продавцов.
«За транзакцию расчетной системе платит магазин, который принял перевод. Если услуги MasterCard или Visa станут для продавца слишком дорогими по сравнению с НПС, то сами продавцы перестанут принимать эти платежные системы», - говорит Кузина.