Летний, привычно «низкий» политический сезон в этом году, похоже, отменяется. Тишину на федеральном политическом поле восполнит шум и суета на региональных площадках
Осенью, 8 сентября, в России состоится большой Единый день голосования. Большой по той причине, что к выборным урнам придут жители 74 из 83 регионов страны. В ряде субъектов пройдут выборы губернаторов, в других определят депутатов законодательных собраний регионов, в этот день состоятся и муниципальные выборы.
Главными игроками выборных кампаний станут партии, которых в России сегодня зарегистрировано более 70. Но о малых и новых партиях речь пока не идет: статистика показывает, что они пока слабо проявляют себя в ходе выборных кампаний. Так, с начала года в выборах различного уровня приняли участие немногим более десятка кандидатов от новых партий. Так что более пристальный взгляд следует обратить на парламентские партии, которые традиционно стараются участвовать в выборах на региональном и местном уровне.
Так с чем же заканчивают федеральный и одновременно начинают региональный сезон крупные политические игроки? Согласно данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), обнародованными на этой неделе, рейтинг политических партий выглядит следующим образом. Если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, то за «Единую Россию» проголосовали бы 43% респондентов, КПРФ получила бы 11% голосов, ЛДПР – 9%, «Справедливая Россия» - 5%. «Яблоко», «Патриоты России» и «Правое дело» завоевали бы по 1%, что укладывается в рамки статистической погрешности. Не пошли бы на выборы 17% опрошенных социологами, а 10% затруднились ответить на вопрос, за кого они бы проголосовали.
Данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в целом сходны с результатами исследования ФОМ. «Единая Россия» набрала бы 44,8%, КПРФ – 11,4%, ЛДПР – 7,8%, «Справедливая Россия» - 3,9%. Затруднились с ответом 8,5%, не пошли бы на выборы 20% респондентов.
Очевидно, результаты предстоящего Единого дня голосования будет определять региональная повестка. Опыт последних лет показывает, что общефедеральные лозунги партий «за все хорошее, против всего плохого» на местном уровне не работают. Тем не менее, общероссийский уровень поддержки партий, который и замеряют социологи, является базой, от которой партии будут строить совой успех и прогнозировать собственные результаты.
Эксперты, комментируя рейтинги партии в разрезе предстоящей выборной кампании, обращают внимание на специфику местной политической повестки. Так, сопредседатель Общественного совета «Честный выбор», генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов указывает, что «прямо экстраполировать федеральные рейтинги не совсем корректно, в них можно выявить определенные тенденции».
«Все в конечном счете зависит от конкретного субъекта Федерации»
«Общий тренд электоральные рейтинги политических партий, конечно, задают, - уточнил Орлов. - Но есть регионы, где, к примеру, поддержка «Единой России» крайне высока, как, скажем, в Башкирии. В других регионах достаточно уверенные позиции имеет «Справедливая Россия» или «Гражданская платформа, а есть субъекты федерации, в которых мнение избирателя крайне дифференцированно и таких немало».
В свою очередь, Руководитель отдела социально-политического анализа Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Леонтий Бызов отмечает, что «федеральные электоральные рейтинги – это базис для крупных, «раскрученных» партий, таких как «Единая Россия», КПРФ и в меньшей степени – ЛДПР».
По его словам, «новым партиям, и примыкающей в силу определенной специфики к этому ряду партии «Справедливая Россия», будет в ходе региональной выборной кампании крайне сложно, их зачастую просто не знает избиратель, новый бренд ему ни о чем не говорит».
«Поэтому для новых партий есть единственный выход – делать упор на свои партийные списки. Если им удастся привлечь в этот список успешных, узнаваемых, популярных людей в регионе, то партия может получить значительно больше, чем она имеет на федеральном уровне»
Не все эксперты считают, что стоит напрямую увязывать федеральные рейтинги партий с уровнем региональной поддержки. «Местная специфика превалирует над партийными брендами», - уверен генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков.
«Напрямую увязывать федеральные электоральный рейтинги партий с их уровнем поддержки в том или ином регионе, конечно, не совсем правильно. Это усредненный подход, что называется «средняя температура по больнице»
«Нужно понимать, что рейтинг популярности партии в том или ином регионе складывается он массы факторов. Среди них - уровень социально-экономического развития региона, тех людях, которые представляют партию в субъекте РФ и так далее. Эти факторы имеют большое значение».