Кому мешает Победа?

15 мая 2013 / 16:43

Эксперты полагают, что в истерической реакции некоторых публицистов на праздник можно найти и положительные стороны.

День Победы это святой праздник для абсолютного большинства жителей России и постсоветского пространства. Но, к сожалению, на протяжении последних лет ежегодно накануне этой даты активизируются люди, якобы озабоченные возвращением исторической правды и пытающиеся навязать народам бывшего СССР свою версию истории. Отдельные публицисты даже позволяют себе задаваться вопросом, а не лучше ли было Советскому Союзу вообще проиграть Великую Отечественную войну?

«День Победы праздновался в новой России в течение всех последних двадцати с лишним лет. Военные парады были и при Ельцине, и при Путине, но такой истерической реакции «передовой столичной общественности» как в этом году, они ранее не вызывали. Именно в этом году уровень истерики, негативных высказываний, прямой лжи и даже клинической агрессии и по поводу парада, и по поводу самого праздника превысил все допустимые пределы», - возмущается генеральный директор издательской и консалтинговой группы «Праксис» Иван Фомин.

При всем при этом, как отмечает генеральный директор фонда "Историческая память" Александр Дюков, в России социологические опросы показывают, что более 95% граждан считают 9 мая святым днем. «Те, кто, руководствуясь политическими соображениями, считает праздник не совсем приятным для себя, остаются в микроскопическом меньшинстве. Им, видите ли, и парад не нужен, и праздник «ни о чем»», - указывает он.

Тем не менее, в отечественных СМИ появляется все больше выступлений против проведения торжественных мероприятий в День победы. Часть публицистов убеждена, например, что репетиция парада Победы нарушает нормальную жизнь города.
«Тут и голову ломать нечего. Парад должен быть. А вот тех, кто считает иначе, быть не должно. Но они есть. И это – проблема, - отреагировал на это в «Вечерней Москве» литературный критик Лев Пирогов. - Мы помним, как в 90-е Вечные огни не горели – «не до того было». Помним, как не проводились парады, – вместо них были костюмированные шествия. Может, и ещё когда-нибудь так случится. Но всё это явления временные. Вечное – зависит от нас».

Другая линия атаки на День Победы – это тезис о том, что праздник использует в своих целях власть. Писатель, сотрудник Гарвардского университета Михаил Берг, например, на писал на своей странице в Facebook: «День Победы – самое главное пропагандистское оружие советского, а потом российского режима, используемое с целью еще большего закабаления сознания обычного советского и постсоветского человека. Способ наделения человека фиктивным чувством фальшивого единения перед лицом выдуманного врага».

И продолжил: «Лучше бы мы эту войну проиграли». «Для русской культуры, для русского общественного сознания – полновесное поражение было бы лечебно и спасительно... Все большие европейские страны пережили горечь поражения, и эта горечь способствовала бы не только вменяемости, трезвости, но и скромности, отказу от иллюзий, от мифа непобедимости. Способствовала взрослению», - считает он. По мнению писателя, Гитлер якобы и так был обречен. «Англичане с французами, наши спасители и освободители, его победили бы и нас милостиво бы освободили», – убежден он.

Эксперты все же считают, что рессентимент части оппозиционных публицистов по поводу Дня Победы не играет особой роли в общественной жизни страны.

«Этих людей очень мало и их мнение не играет значительной роли, хотя некоторые из них и имеют возможность громко заявить о своей позиции. Это не мнение общества, а высказывания представителей отдельной группы интеллигенции», - полагает Дюков.

У всплесков ревизионизма разной степени полуграмотности, которые возникают ежегодно перед Днем Победы, есть два основных источника, считает главный редактор издательства "Тактикал Пресс" Григорий Пернавский. «Первый прекрасно сформулирован в книге Виктора Суворова "Ледокол" – Великая Отечественная война - самое святое, что есть у советского народа, значит, нужно эту святость разрушить. Собственно, такова цель антисоветского ревизионизма, который поддерживался на Западе примерно с 70-х годов прошлого столетия», - отмечает он.

Второй источник, по мнению Пернавского, заключается в ненависти так называемого креативного класса к действующей власти. «Они полагают, что если власть сейчас опирается на народную память о войне, значит, мы по определению должны выступать против этой памяти и, не взирая ни на что, обмазывать Победу дегтем, рыться в грязном белье и устраивать истерики», - указывает историк.

При этом, отмечает главный редактор издательства "Тактикал Пресс", если завтра власть, по каким-то причинам, изменит свое отношение к Великой Отечественной войне и займет антисоветские позиции, есть очень большой шанс, что значительная часть крикунов немедленно установит в своих горницах иконы с изображением Сталина. «Как бы то ни было, в обоих случаях корни ревизионизма - чисто политические и к разумному изучению истории данный процесс отношения не имеет никакого», - уверен он.

Фомин склонен видеть в антипатриотической истерике свидетельство возрастания мощи страны. «Столь истерическая реакция на, казалось бы, привычный и признанный  праздник, подчеркивает те системные изменения, которые сегодня разворачиваются и в России, и на всем постсоветском пространстве. При Ельцине все эти марши, танки и самолеты никого не беспокоили. Вся воздушная акробатика в небе столицы, танки на ее улицах и карикатурные маршалы в огромных фуражках и аксельбантах, салютующие невменяемому главнокомандующему на трибуне мавзолея, никому не мешали, и лишь дополняли имидж колониальной территории, уверенно стремящейся к окончательной деградации», - отмечает он.

Сейчас же, по мнению гендиректора издательской группы «Праксис», ситуация медленно, но меняется. Он считает: «Армия постепенно становится из бутафорской вновь боеспособной силой, во внешнюю политику возвращаются признаки реального суверенитета, развиваются, пусть медленно, но неуклонно, процессы интеграции на евразийском пространстве. Очевидно, что именно эти объективные тенденции и  вызывают те приступы агрессии и истерии, которые мы могли наблюдать в информационном и общественном поле всю последнюю неделю».

Если в России консенсус по поводу отношения к памяти о Войне искать пока, к счастью, не требуется, то на постсоветском пространстве ревизионистская возня вокруг Дня Победы принимает скандальный характер. Особенно это верно в отношении Прибалтики. Но, несмотря на это, население бывших советских республик не позволяет ревизионистски настроенным властям сорвать праздник. Одной из самых популярных фотографий праздника стало море цветов вокруг памятника воину-освободителю в Таллине. Аналогичная картина наблюдалась и в Риге.

«Десятки тысяч жителей Латвии и Эстонии выходят отметить этот день и вспомнить о Победе, причем это происходит без всякого государственного принуждения, наоборот власти этих бывших советских республик смотрят на празднование 9 мая осуждающе. В латвийском сейме раздаются призывы объявить этот день траурным, накануне праздника делаются и другие провокационные заявления», - рассказал Дюков.

«В последнее время на официальном уровне Латвия старается избежать прямой конфронтации вокруг 9 мая, но главными «государственными героями» остаются легионеры Ваффен СС, которые маршируют 16 марта по центральным улицам Риги. Позиция же властей стала заключаться в попытке «примирить» ветеранов СС и ветеранов, служивших в Красной армии. Власти пытаются навязать точку зрения, что все ветераны воевали «на неправильной стороне, но против правильного врага», поэтому им нужно примирение. Но эта государственная политика относится только к этническим латышам. Без всяких прав и уважения остаются ветераны, которые не были гражданами Латвии до 1940 года, их рассматривают как оккупантов и пособников «порабощения республики». Поэтому мы имеем дело лишь с имитацией примирения, даже с учетом того, что эта имитация проводится на достаточно высоком уровне. Президент Латвии в этом году возложил цветы на могилы и немецких, и советских воинов, но все это попытка еще более укрепить концепцию советской оккупации и связанный с нею институт «неграждан»», - считает Дюков.

Напряженной остается ситуация вокруг праздника и во Львове, где местную законодательную власть захватило ультранационалистическое объединение «Свобода». «В преддверии 9 мая через региональные советы была сделана попытка объявить этот день траурной датой, но это вошло в противоречие с украинским законодательством, в котором 9 мая фигурирует как праздничный день и на уровне регионов День Победы отменить, к счастью, нельзя. Тогда «Свободовцы» 9 мая решили перезахоронить якобы останки жертв НКВД, выдав за жертвы неизвестные захоронения. Думается, что конфронтация по вопросу войне будет нарастать к выборам президента Украины», - полагает Дюков.

Фомин также отмечает, что несмотря на безразличие или даже откровенно враждебную политику местных властей, праздник прошел как никогда ярко, масштабно и искренне. «Праздник был инициирован в основном именно простыми людьми, общественными организациями, отдельными гражданами, небольшими подвижными и активными политическими партиями.  Это можно сказать и об Украине, и о Молдавии, и, что особенно отрадно, о прибалтийских странах, где празднование Дня Победы стало и своеобразной формой общественного протеста против мелочной и убогой профашистской политики официальных властей», - полагает он.

Архивный материал.
Корни ревизионизма чисто политические и к разумному изучению истории данный процесс отношения не имеет никакого / читать
В последнее время на официальном уровне Латвия старается избежать прямой конфронтации вокруг 9 мая, но основными государственными героями остаются легионеры Ваффен СС / читать