Исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов поручил силовым ведомствам страны в срок до 6 июня проработать возможность введения военного положения на Юго-востоке Украины. Военные эксперты, опрошенные Центром политического анализа, полагают, что подобные экстраординарные меры развяжут руки украинской армии и бандеровцам из «Правого сектора», которые смогут уничтожать местное население по законам военного времени.
По словам Турчинова, военное положение будет способствовать «прекращению вооруженного конфликта», «недопущению массовой гибели мирного населения и военнослужащих», а также «обеспечению стабилизации ситуации и восстановления нормальной жизнедеятельности».
Замглавы президентской администрации Андрей Сенченко поддержал патрона. По его словам, необходимость введения военного положения «очевидна». «Это не значит, что сейчас начинают из танков расстреливать Луганск. Это означает, что сегодня в Луганске есть предпосылки по освобождению города от террористов», - туманно объяснил он свою точку зрения в эфире ток-шоу на одном из украинских телеканалов.
Впрочем, не все в руководстве страны согласны с таким мнением. Например, первый вице-премьер-министр Украины Виталий Ярема полагает, что военное положение вводить нельзя, так как «мы можем больше настроить местное население против себя». Кроме того, Ярема признал, что украинские военные и так действуют неэффективно.
Отметим, что военное положение обычно вводится в случае внешней агрессии против какого-либо государства. Это дает возможность властям жестче наказывать всех нарушителей норм, установленных военным командованием. Однако истории известны прецеденты, когда военное положение вводилось и из-за внутренних проблем государства. Например, в США в середине XX века неоднократно военное положение вводилось в различных городах для вооруженного подавления рабочих забастовок и расовых бунтов.
Однако сегодня, в XXI веке, цивилизованными странами военное положение на части своей территории для подавления антиправительственных выступлений не вводится. В частности, руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок не знает таких примеров.
«Как [можно] объявить 4 млн человек (речь о ситуации в Донбассе – ред.) террористами? Это нонсенс», - говорит он.
По его мнению, украинская власть таким образом рассчитывает переломить вооруженный конфликт с ополчением Юго-Востока в свою сторону за счет «развязывания рук» воюющим на стороне Киева.
«Военнослужащие могут действовать по военным правилам. Предположим, группа спецназа может расстрелять любого человека, который ее рассекретил или обнаружил. Военное положение развязывает руки «Правому сектору» и бандитам, которые там орудуют».
Аналогичного мнения придерживается и президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков.
«Военное положение дает командирам воинских подразделений возможность осуществлять произвол в отношении гражданского населения. Это делается для того, чтобы устрашать население этих областей»
По мнению Сивкова, с введением военного положения против жителей Донбасса могут быть применены такие артиллерийские системы крупного калибра, как 300-миллиметровый комплекс «Смерч», БМ-30, БМ-22 и 220-миллиметровый комплекс «Ураган».
Впрочем, главный редактор журнала «Национальная Оборона» Игорь Коротченко полагает, что вряд ли в данном случае речь может идти о попытках запугать ополчение Донбасса.
«Для украинских силовиков есть только один путь установления контроля – полностью уничтожить ополчение. Но ополчение поддерживается жителями. Поэтому речь может идти о широкомасштабной операции как на Балканах, когда с лица земли стирались целые города. Возможно, именно это предпримет Украина после инаугурации Порошенко»
По его мнению, операцию, скорее всего, будут координировать из Пентагона, где уже установили «допустимый объем жертв не больше 3 тысяч убитых».
«Вот в эти цифры украинская армия и должна будет уложиться. Хотя, я считаю, что счет убитых пойдет на десятки тысяч, если начнется широкомасштабная карательная операция», - заключает Коротченко.