Калининградские пассы Александра Лукашенко

17 октября 2013 / 19:08

Заявление президента Белоруссии о том, что его страна хотела бы забрать себе территорию Калининградской области и заняться там сельским хозяйством, политикам представляются не более чем бравурной риторикой, в Госдуме отказываются их воспринимать всерьез. Тем временем, экономисты не только видят в них глубокой смысл, но и объясняют, почему Александр Лукашенко решился на столь эксцентричное заявление, способное серьезно осложнить отношения внутри Союза России и Белоруссии.

Напомним, в минувшую пятницу Александр Лукашенко провел для представителей российских СМИ традиционную ежегодную большую пресс-конференцию. Среди прочего, президент Белоруссии как бы вскользь затронул тему Калининградской области.

«Я говорю часто - отдайте нам Калининградскую область. Мы каждый гектар, каждую сотку земли там распашем и сделаем из нее цветущий край, - заявил Лукашенко. - У нас по Калининграду позиция еще более жесткая, чем у российского руководства. Я считаю, что это наша земля. В хорошем смысле этого слова. Я не претендую на то, чтобы завтра забрать Калининград, но если можно было бы - то с удовольствием».

«Мы недавно с Путиным в Калининграде летели на вертолете. Я смотрю, вы же не пашете землю. В Советском Союзе были самыми лучшими, процветающий край был, - ностальгировал Лукашенко. - Я Владимиру Владимировичу говорю: слушай, отдай вот эти и эти земли. Я говорю, не надо нам их в собственность передавать. Мы их распашем, и будем заниматься сельскохозяйственным бизнесом».

Слова белорусского лидера могли бы остаться незамеченными, но есть одно «но».

Как раз в то время, когда Лукашенко общался с российскими журналистами в Минске, Госкомимущество Белоруссии опубликовало перечень предприятий, по которым ведется работа по продаже акций через аукционы и конкурсы. В частности, в этот список вошли белорусские «гиганты»: «Мозырский НПЗ», «Горизонт», «БАТЭ», «Трансавиаэкспорт», Белорусское морское пароходство и другие предприятия.

Всего же правительство Белоруссии рассчитывает в будущем году провести конкурсы по приватизации государственной собственности на сумму до 4,5 млрд долларов. Такая цифра зафиксирована в плане совместных действий Совета министров и Нацбанка по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики республики. Документ предусматривает «организацию и проведение конкурса по приватизации объектов государственной собственности стратегическим инвесторам в 2014 году (...) и внесение предложений главе государства по их результатам». При этом предполагается проекты соответствующих решений президента сформировать в октябре 2013 - июне 2014 года.

Кроме того, в декабре нынешнего года должен быть подготовлен проект постановления правительства Белоруссии о секторальном подходе к приватизации госимущества и систематизации предложений о его продаже в 2014-2016 годах с учетом категории имущества, потенциальных групп инвесторов, сроков и механизмов приватизации.

Вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов связывает заявление Лукашенко по Калининградской области, в том числе, и с предстоящей в Белоруссии приватизацией.

«Заявления Лукашенко – риторика, но то, что Белоруссии необходим Калининград – это факт. На то есть несколько причин», - уверен Абзалов.

По его мнению, «Лукашенко пытается расширить пространство для маневра». «Последнее время его заявления носят довольно эксцентричный характер, - считает Абзалов. - Тем не менее, нужно понимать, что такие заявления  не то чтобы попытка прощупать почву на предмет Калининграда. Скорее речь идет о зондировании российско-белорусского экономического сотрудничества. Белоруссия уже объявила о распродаже активов, чего ждали российские предприниматели наверное лет 15. При том, что в этот список попали компании, от которых Белоруссия еще недавно не хотела отказываться, например «Мозырский НПЗ». Плюс ко всему совсем недавно белорусы продали российского ВТБ его «дочку». То есть, идет процесс распродажи активов».

Абзалов уверен, что «Лукашенко сегодня ищет возможности, для того чтобы экономически укрепиться». «На фоне падения экспортной выручки «Уралкалия» в белорусской экономике начались проблемы, - пояснил эксперт. - Эти трудности в вялотекущем режиме имеют место быть с начала года, налицо ослабление национальной валюты и сокращение валютных поступлений в бюджет. Считается, что способ залатать бюджет при высоких социальных расходах - как раз приватизация, что мы и наблюдаем в Белоруссии. На этом фоне Лукашенко пытается выторговать определенные преференции со стороны Москвы, в том числе, делая информационные демарши, как в случае с Калининградом, которые показывают, что белорусский президент может вести переговоры с Россией по вопросам дополнительной интеграции. Понятно, что Калининград ему никто не отдаст, но потом можно будет поднимать вопрос, например, о доступе к калининградским терминалам, которые будут там построены. То есть, это начало диалога об интеграционных процесса, что тоже в своем роде уникально. Стоит вспомнить, что еще недавно Лукашенко руками и ногами упирался от активной интеграции. Собственно, эта интеграция уперлась в то, что Лукашенко отказывался вводить на территории двух государств единую валюту».

Абзалов также назвал еще несколько причин, по которым Лукашенко так интересует Калининградская область.

«АПК Белоруссии все-таки экстенсивен, - считает Абзалов. - У него низкая производительность, поэтому для него необходимы новые пространства. Соответственно, новые территории для сельского хозяйства были бы не лишними. Но Белоруссии больше интересен выход к морю и это вопрос для республики является принципиальным. С учетом того, что основная номенклатура продукции Белоруссии представляет собой нефтехимию, АПК, то доступ к морю – самому дешевому способу перевозки данных продуктов – еще и в обход России, если бы Калининград был территорией Белоруссии, конечно является ключевым вопросом. Сейчас Белоруссии приходится договариваться с Украиной, с Россией и для республики это был бы интересный процесс».

Еще один важный момент, по словам Абзалова, – проект, который реализуется в Калининграде. «Напомню, там строится Калининградская АЭС, которая должна стать основным конкурентом Белорусской АЭС в регионе, - считает Абзалов. - Не факт, что две АЭС регион потянет. Так что перспективы получить готовую АЭС тоже для республики привлекательны».

Впрочем, не все эксперты склонны увязывать белорусскую приватизацию и желание Лукашенко хозяйствовать в Калининграде. «Это два параллельных, не пересекающихся процесса», - полагает доцент кафедры политической теории МГИМО МИД РФ Кирилл Коктыш.

«Отмечу, что президент Белоруссии не говорил о том, чтобы передать Калининградскую область, а только о совместном хозяйствовании на ней, - уточнил Коктыш. - Фраза Лукашенко опирается на старые торговые пути, поскольку главным партнером Белоруссии до 2-й мировой войны была Восточная Пруссия, на территории которой сегодня находится Калининградская область. Этим торговым путям 500-600 лет и здесь Лукашенко не озвучил ничего нового, он фактически сказал о возможном восстановлении торговых путей: белорусы оживили бы Брестскую область, а россияне получили бы дополнительный импульс к развитию Калининградской области».

Говоря о приватизационном списке, Коктыш напомнил, что в нем появился один из двух белорусских НПЗ. «Роснефть» кровно была бы заинтересована увеличить свое присутствие в этом НПЗ по той простой причине, что она является единственной крупной нефтяной корпорацией в Белоруссии, у которой имеется профицит добывающих мощностей перед перерабатывающими, - считает эксперт. - У нее острый дефицит перерабатывающих мощностей и в этом плане НПЗ для нее является очень интересным активом, поскольку сооружение нового НПЗ – это более 10 млрд долларов и определенные сроки строительства. У «Мозырского НПЗ» уже есть инфраструктура, квалифицированный персонал и там можно нормально работать. «Роснефть» на этом выигрывает, это очевидная реальность».

Стоит отметить, что в российской Госдуме к заявлениям Лукашенко о Калининградской области и вовсе относятся с нескрываемым скепсисом и не увязывают их с экономическими реалиями.

«Я не любитель комментировать вещи, которые настолько очевидны, что, собственно, и в комментарии не нуждаются, - заявил член комитета Госдумы по международным делам Александр Бабаков. - Понятно, что никто не собирается отдавать Лукашенко, Белоруссии Калининградскую область. Комментировать подобные высказывания означало бы, что мы воспринимаем их серьезно, придаем им значение и пускаемся в полемику с тем, кто их произнес. Собственно, именно поэтому в словах президента Белоруссии не стоит искать смысл. Это все несерьезно».

В свою очередь, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина отметила, что «я не только формально представляю в нижней палате парламента Калининградскую область, но и провела там свое детство и юность». «Мы всегда считали себя частью РСФСР, а сейчас – Российской Федерации, - заявила депутат. - И как бывший житель Калининградской области, и как депутат Госдумы могу сказать, что желания присоединяться к Белоруссии у меня нет, да и у жителей региона, думаю, тоже».

«Я не думаю, что Лукашенко делал свое заявление исходя из каких-то экономических соображений, - отметила Бурыкина. - Понятно его желание расширить собственную территорию, приблизиться к Европе. Но все это политическая риторика, это его эмоции».

«Стоит заметить, что в Калининградской области активной развивается сельское хозяйство собственными силами – животноводство, свиноводство, - подчеркнула депутат. - Так что мы сами справимся, сами разберемся со своей территорией, сами решим свои проблемы».
 

Архивный материал.
Лукашенко пытается расширить пространство для маневра / читать
Никто не собирается отдавать Лукашенко Калининградскую область / читать
Лукашенко заговорил о восстановлении торговых путей / читать
Президент Белоруссии имеет виды на сельское хозяйство на нашей территории / читать