Госдума поменяет свое лицо

14 февраля 2014 / 21:02

Госдума 14 февраля в третьем чтении приняла новый законопроект, вводящий смешанную систему выборов депутатов нижней палаты парламента. По мнению экспертов, опрошенных Центром политического анализа, новые правила на выборах 2016 года обеспечат «Единой России» большинство, однако на этот раз в составе фракции единороссов будет гораздо больше независимых от федерального центра законодателей, представляющих интересы губернаторов. Что же касается оппозиции, то преимущество у парламентских партий и нескольких новичков, которые уже зарегистрировались и борются за мандаты в регионах.

Базовый законопроект был внесен в Госдуму 1 марта 2013 года президентом России Владимиром Путиным. В первом чтении документ был принят 8 апреля того же года. С тех пор, до февраля 2014 года к нему готовились поправки, коих в общей сложности накопилось 639. 12 февраля более двухсот из них были приняты, когда документ слушался во втором чтении. 14 февраля депутаты окончательно утвердили законопроект, которому теперь предстоит рассмотрение в Совете Федерации, и в случае успеха там его ждет президентская резолюция.

Основная цель законопроекта – возврат к смешанной системе выборов. 225 депутатов будут избираться по спискам, как сейчас, а остальные 225 – по одномандатным округам. При этом, списку партии для формирования в Госдуме полноценной фракции  достаточно набрать лишь 5%, а не 7%как раньше.

Изначально документ не предполагал никаких ограничений на участие в выборах. Однако по инициативе трех парламентских оппозиционных партий – КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР, которые опасались, что избиратели не найдут их в бюллетене среди десятков новых партий – такое ограничение было введено.

В итоге, до выборов свободно будут допускаться партии, во-первых, парламентские, во-вторых, те, которые имеют хотя бы одного избранного по партийным спискам депутата в любом региональном заксобрании. Остальным придется собирать 200 тысяч подписей в поддержку выдвижения федерального списка, а одномандатникам потребуется заручиться 3% подписей избирателей округа. 

При этом так и не были разрешены партийные блоки, был отклонен пакет поправок о введении т.н. двух- и трехмандатных округов, а также об уходе от правила империале, согласно которому голоса за партии, которые не преодолевают 5-процентный барьер, распределяются пропорционально среди победителей, что всегда на руку партии большинства.

Эксперты полагают, что в нынешнем виде новый закон о выборах депутатов выгоден «Единой России» и оппозиционным парламентским партиям.

«Он (закон – ред.) учитывает, прежде всего, интересы парламентских партий и в какой-то степени интересы избирательных комиссий и региональных администраций. Все новые партии, исходя из этого законопроекта, поставлены в более жесткие условия, чем то, что было при принятии закона о партиях. Но это и ожидалось», - говорит по этому поводу директор Научно-исследовательского института политической социологии Вячеслав Смирнов.

Большинство партий, полагает эксперт, не могут рассчитывать на то, чтобы провести значительное количество своих одномандатников в Госдуму. Большинство округов, скорее всего, возьмут единороссы.

«Но в то же время это будет способствовать изменению состава самой партии власти, по той причине, что те, кто привык проходить по спискам за счет своих капиталовложений и хороших отношений с губернаторами, не смогут избраться по округам, и на их место придут другие люди» Эксперт: Смирнов Вячеслав Николаевич

Схожей позиции придерживается и электоральный юрист, политтехнолог Олег Молчанов.

«Любые выборы- это всегда соревнования, где победителей гораздо меньше,чем участников. В любой стране мира правящие партии устанавливает такие правила этого соревнования, которые устраивают в первую очередь их самих, - говорит он. - Естественно, введение мажоритарной системы обусловлено тем, что процент выдвиженцев от власти при мажоритарной системе гораздо выше процента, который получает «Единая Россия» при пропорциональной. Вместе с самовыдвиженцами от Общероссийского народного фронта «Единая Россия» может выиграть выборы в 150-160 округах из 225 (порядка 70% округов), а по пропорциональной системе надежд на получение более 40-45% нет даже у самых преданных сторонников партии власти».

Большинство из новых партий, считает эксперт, не смогут даже принять участие в выборах депутатов Госдумы, т.к. это требует активной предварительной работы на региональных выборах.

«В целом можно предположить, что количество партий, участвующих в выборах в Госдуму по пропорциональной системе вряд ли превысит 10-12» Эксперт: Молчанов Олег Анатольевич

Однако, как и Смирнов, эксперт говорит, что новый порядок, вне зависимости от того, сколько партий будут участвовать в выборах, изменит качество кандидатов.

«Все эти победители будут согласованны еще на стадии выдвижения с губернаторами, что усилит их самостоятельность, т.к. к 2016году большинство губернаторов будет избраны населением», - объясняет политтехнолог.

В свою очередь, научный руководитель Института современных медиа, политтехнолог Дмитрий Юрьев полагает, что пока говорить о конкретных последствиях реформы рано.

«Сейчас мы переживаем время достаточно серьезных содержательных и формальных перемен в политической системе. Тут есть определенная эмоциональная игра. Есть вещи, которые политическая конкуренция привносит в политику вне зависимости от воли инициаторов реформы, поэтому я не знаю, что изменится. Но могу сказать, что реформа приведет к очень существенному изменению характера политической борьбы в рамках выборов, - считает он. - Существенно изменится процесс формирования картины, значит, наверное, и картина тоже изменится».

Несмотря на в целом позитивный настрой относительно реформы, эксперты считают, что документ содержит и ошибки. Например, Дмитрий Юрьев полагает, что обязательство для одномандатников-самовыдвиженцев или одномандатников от партий без представительства в Госдуме или региональных парламентах собирать 3% подписей в округе для выдвижения – это риск увода процесса подготовки к выборам в «тень». Как и то, что наличие у партии регионального депутата-одномандатника, в отличие от депутата-списочника, не является «пропуском» для свободного участия партии в выборах Госдумы.

«Добавляются какие-то сложности, они запутывают, они не очень понятны, они сложно мотивируются и тем самым понижают уровень социальной легитимности политической реформы. С моей точки зрения, чем меньше таких усложнений, тем лучше», - считает он. Вместо сбора подписей, полагает Юрьев, можно было вернуть практику регистрационных залогов.

По мнению же Вячеслава Смирнова, разделение по качеству регионалов одномандатников и списочников связано с особенностями регионального законодательства о выборах.

«Победа одномандатника зависит от него самого и от количества денег, которые он вложил в округ. Партия в данном случае выступает лишь в качестве выдвигателя, причем, зачастую, за деньги. Поэтому прямой связи [между регионалом-одномандатником и партией] нет. С другой стороны, региональные законы не привязывают одномандатника к партии. Избравшись по округу, он может не входить во фракцию. А многие региональные законы и вовсе не предполагают создания партийной фракции в заксобрании для партии, которая не прошла по спискам», - объясняет Смирнов.

Архивный материал.
Необходимость возвращения к смешанной системе давно обсуждалась и уже назрела / читать
Самыми проигравшими от нового закона являются молодые партии / читать
Все новые партии поставлены в более жесткие условия / читать
Закон удовлетворяет запросам самих избирателей / читать