Единственный отечественный лоукостер «Добролет» с понедельника, 4 августа, приостановил деятельность по причине отзыва находившихся у него в лизинге самолетов. Самолеты были отозваны в связи с санкциями, введенными ЕС в отношении авиакомпании. По мнению экспертов, опрошенных Центром политического анализа, российским авиакомпаниям следует продумать тактику обороны, чтобы не допустить повторения ситуации.
«В связи с аннулированием договора лизинга воздушных судов Boeing-737−800 из-за санкций, введенных ЕС в отношении авиакомпании „Добролет“, мы вынуждены временно приостановить полеты по всем маршрутам с 4 августа 2014 года», — говорится в сообщении на официальном сайте компании.
Наибольшей популярностью пользовались рейсы лоукостера (что значит низкотарифная авиакомпания), являющегося «дочкой» «Аэрофлота», по маршруту Москва-Симферополь-Москва. Также «Добролет» продавал билеты в Волгоград, Казань, Самару, Уфу, Екатеринбург, Пермь и Сургут.
Заместитель генерального директора компании «Альфа Страхование» по авиастрахованию Илья Кабачник отмечает, что в сообщении «Добролета» четко объяснена сложившаяся ситуация: лизингодатель потребовал прекращения эксплуатации своих самолетов.
«Ситуация не связана со страховым покрытием, если с ним что-то случается, то требуют его восстановить, а не расторгают договор лизинга. А сейчас страховать вообще нечего, потому что самолеты отозваны. Связано ли это с политикой — вопрос к Еврокомиссии», — сообщил он.
Председатель редакционного совета журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Комаров рассказал, что авиапарк «Добролета» состоял всего из трех самолетов: двух «Боингов» и одного «Суперджета», который практически не был задействован в летных программах.
«Все европейские участники европейского воздушного движения — лизинговые компании, перестраховщики дружно сказали, что прекращают обслуживание «Добролета», — пояснил он.
По словам эксперта, интересно даже не то, что произошло с лоукостером, а то, что может произойти в дальнейшем с компаниями «большой пятерки». «Никто содержания этих санкций толком не анализировал. А ведь вероятно существует правовая процедура их исполнения, и нашим юристам надо эту ситуацию проанализировать. И если подобного рода действия будут предприняты в отношении других компаний, то это может быть болезненно. Но если к этому хорошо подготовиться, то можно построить эффективную оборону. Можно пригрозить лизинговым компаниям неустойками и т. д. Сейчас же непонятно есть ли у нас инструменты борьбы. Самое время изучить этот вопрос», — предупреждает он.
Как полагает Комарова, в сложившихся условиях никакой альтернативы «Боингам» и «Аэробусам» нет. «Остатки советского авиапарка находятся в состоянии, требующем восстановления. Если говорить о новых самолетах, то это вопрос не одной пятилетки. Можно восстановить собственный парк самолетов, но не во всех сегментах. Создать замену всему диапазону лайнеров просто не представляется возможным. Наиболее ходовые модели могут быть запущены в производство, но это требует длительного времени и огромных финансовых вложений», — убежден он.
Комаров считает, что «Добролет» сможет вернуться на рынок при выполнении определенных условий, но будет ли авиакомпания по-прежнему низкотарифной, сказать трудно. «Это вопрос не завтрашнего дня, должно пройти несколько месяцев», — указывает он.
Председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов полагает, что ситуация с «Добролетом» стала, прежде всего, следствием разрушения национального авиапрома.
«В начале 90-х наши либералы заняли следующую позицию: зачем напрягать интеллект и тратить деньги, когда есть замечательные «Боинги» и «Аэробусы», купим их и будем летать. Это были умозаключения некомпетентных людей, в результате которых сегодня 95% перевозок выполняется на самолетах западного производства. И теперь санкции могут серьезно сказаться на гражданской авиации», — сетует он.
По словам заслуженного пилота, «Добролет» стал первой ласточкой. «Это лоукостер, преследовавший очень благородную цель — перейти на низкотарифные перевозки, чтобы мы с вами могли за две-три тысячи рублей улететь в любой город нашей страны. Лоукостерами пользуется весь мир, в США они перевозят половину пассажиров, в Европе — до 45%. У нас же две подобные компании разрушили, а третью остановили санкциями», — констатирует он.
Смирнов убежден в том, что нужна государственная политика аэрофикации страны. «Нас просто берут за глотку и перекрывают кислород. Территория России — 17 миллионов квадратных километров и обойтись без авиации мы не сможем», — заключает он.