Ратификация Государственной Думой договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) задает темп ускорения сотрудничества на постсоветском пространстве, которая повлечет политические шаги по реальной интеграции на всех уровнях, включая военный. Такое мнение высказали эксперты, опрошенные Центром политического анализа.
В пятницу, 26 сентября, Госдума практически единогласно ратифицировала договор о ЕАЭС. Это решение поддержал 441 депутат при одном воздержавшемся.
Договор о создании союза был подписан президентами России, Казахстана и Белоруссии 29 мая 2014 года. Документ учреждает Евразийский экономический союз, в рамках которого обеспечиваются свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
Кроме того, он определяет структуру, полномочия и порядок работы органов союза — Высшего евразийского экономического совета, куда входят главы государств, Евразийского межправительственного совета, состоящего из глав правительств государств-членов, Евразийской экономической комиссии и Суда Евразийского экономического союза.
Отдельный раздел посвящен бюджету союза, который будет формироваться в российских рублях за счет долевых взносов государств-членов. Размеры взносов установит Высший совет.
Договор содержит положения о таможенном и техническом регулировании, внешнеторговой политике и мерах по защите внутреннего рынка. Предусмотрен переход к единому таможенному тарифу.
Рабочим языком союза определен русский. Предполагается также, что штаб- квартира Евразийской комиссии будет находиться в Москве, суд ЕАЭС — в Минске, а финансовый регулятор — в Алма-Ате.
Согласно документу, союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами.
Реализация договора потребует дополнительных бюджетных расходов, которые, как сказано в официальном заключении правительства, будут предусмотрены при формировании проекта бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.
Предусматривается десятилетний период для завершения гармонизации национальных законодательств
Шеф-редактор портала «Однако. Евразия» Семен Уралов отмечает, что Россия, Белоруссия и Казахстан являются президентскими республиками, и принятие решения на уровне глав государств значит больше, чем на уровне парламентов.
«Мы ратифицировали раньше остальных, потому что Россия все-таки остается основным участником всех союзов и ратификация показывает серьезность наших намерений и не оставляет выбора у союзников», — полагает он.
Директор Центра геополитических экспертиз, член Общественной палаты России Валерий Коровин также указывает на то, что Россия является инициатором договора о создании ЕАЭС. «При активном участии Владимира Путина он наконец-то воплощен в жизнь. Своим примером Россия демонстрирует с какой скоростью нужно ратифицировать договор в условиях нарастающих угроз государствам постсоветского пространства», — говорит он.
По мнению Коровина, договор является историческим, потому как речь идет о формировании евразийского цивилизационного полюса, который станет одной из первых альтернатив американскому однополярному миру.
«За экономической риторикой, которая лежит в основе подписания договора о создании ЕАЭС, неизбежно последуют политические шаги по реальной интеграции на всех уровнях, включая военный», — убежден он.
«С учетом того, что мир становится опаснее в условиях вероломства США ни одно из национальных государств не в состоянии отстоять свой суверенитет. Именно создание цивилизационных блоков, одним из которых является ЕАЭС, становится панацеей от десуверенизации и поглощения государств американской «машиной смерти», — говорит эксперт.
По словам члена ОП, принципиальные решения в элитах Белоруссии и Казахстана приняты. «Единственное, что логично для их реалистических позиций, они пытаются «продать» ратификацию подороже — получить от России максимальное количество преференций, скидок, дополнительных бонусов. По большому счету это не влияет на процесс сближения наших государств. С этим связаны попытки оттянуть подписание, сделать видимость особой позиции, но и белорусский, и казахстанский лидеры понимают, что без России им выжить не удастся», — указывает он.
Уралов сетует также на то, что, несмотря на ратификацию договора, депутаты Госдумы плохо разбираются в сути европейской интеграции, зона их интересов находится в Европе. «Все сейчас увлечены Украиной, в то время как нашим депутатам стоило бы внимательнее относиться к ЕАЭС, ведь предстоит адаптировать национальное законодательство. Может быть, имеет смысл брать прогрессивные вещи у Казахстана и Белоруссии. Например, закон об ограничении прав иностранных акционеров СМИ в Казахстане был принят более десяти лет назад. Так что если бы наши депутаты внимательнее относились к опыту наших союзников, то могли бы давно принять этот закон, а не ждать критической ситуации. Надеюсь, теперь задача изучать законодательство союзников перед депутатами будет поставлена», — говорит он.
По словам Уралова, сейчас надо заштриховать процедурные вопросы и выходить на новый уровень интеграции. «Думаю в скором времени сначала к Таможенному союзу, а потом и к ЕАЭС присоединится Армения», — заключает он.
Андрей Тихонов