Несмотря на то, что отношение граждан к дате 12 июня остается неоднозначным, праздник не оставила без внимания ни одна часть российского общества
12 июня отмечается День России. В Москве пройдут многочисленные демонстрации, фестивали и завершится все традиционным концертом на Красной площади. В регионах День России отметят заодно с городскими праздниками. Несистемная оппозиция приурочила к празднику свою массовую акцию. Несмотря на то, что отношение граждан к дате 12 июня остается неоднозначным, праздник не оставила без внимания ни одна часть российского общества.
Национальные праздники есть почти во всех странах мира. В США – День независимости, во Франции – День взятия Бастилии, в Таиланде – День рождения короля, в Ирландии – День святого Патрика. Даже из этих примеров видно, насколько разнится смысл тех дат, которые призваны объединять граждан, напоминая им об общей исторической судьбе. В тоже время в нашей стране уже более 20 лет не утихают дискуссии о том, насколько День России удовлетворяет политическим, историческим и культурным задачам формирования российской идентичности.
«В День России, когда со всех телеэкранов будут рассказывать о «процветании российской «суверенной демократии», мы во весь голос заявим о необходимости прекратить репрессии, провести судебную и политическую реформу, вернуть свободные выборы, соблюдать социальные права граждан», - пишут организаторы марша «За вашу и нашу свободу» в сообществе в «Вконтакте».
Не секрет, что оппозиционеры зачастую спекулируют на противопоставлении участников официальных торжеств, приуроченных к государственным праздникам, некоей «прогрессивной общественности», которая выходит на акции протеста. Социальный расизм протестного класса проявляется в уничижительных характеристиках, которые он дает патриотичным группам граждан, будь то «уралвагнонзавод», «анчоусы» или даже просто «бюджетники».
Депутат Государственной думы Владимир Бурматов связывает дату предстоящего протестного митинга с попыткой добиться дополнительного медийного резонанса в условиях резко упавшей протестной активности. Он вспоминает о том, как несколько лет назад оппозиционеры намеренно устраивали в День России несогласованные акции и брали с собой российский триколор для того, чтобы разгон выглядел максимально живописно: «Я к этому отношусь негативно, но с пониманием. Понятно же, что другого шанса привлечь к себе внимание на сегодня у этих ребят просто нет. Впрочем, вывести людей в достаточном количестве, чтобы можно было говорить о том, что это именно акция, а не вечер встречи выпускников, у этих ребят получится вряд ли» - заметил депутат.
Однако и в более респектабельных слоях российского общества отношение к празднику остается амбивалентным. Так, главный редактор сайта «Русский обозреватель» Егор Холмогоров отмечает, что дата 12 июня отмечает важное событие на пути к распаду Советского Союза – факт, который большая часть российского общества оценивает негативно.
«России как государству уже больше тысячи лет. Она независима уже больше тысячи лет и, соответственно, отмечать праздник, утверждающий, что нашему государству двадцать лет с небольшим – это довольно абсурдно в плане национального исторического самосознания» - недоумевает Егор Холмогоров. По убеждению политолога роль общенационального праздника с куда большими основаниями мог бы играть День народного единства (4 ноября) или День победы (9 мая).
В тоже время многие эксперты отмечают, что позитивное содержание зачастую возникает уже постфактум, в ходе формирования специфических традиций празднования. Каждый год нанизывается как бусина на нить исторического опыта российского народа и незаметно добавляет нечто новое к значению национального праздника:
«Вопрос о смысле праздника 12 июня – это квинтеэссенция вопросов о том, в чем судьба России, в чем смысл России. Но если мы хотим сохранять этот праздник как государственный – нужно хорошо подумать о том, как насытить его реальным содержанием»
Писателя Дмитрия Липскерова, как и многих, смущают исторические привязки праздника 12 июня, связанные с таким сомнительным достижением как «независимость» от республик бывшего СССР. Однако и он отмечает, что многие даты приобретают человеческий и политический смысл не благодаря событию, к которому приурочены, а в силу последующих обстоятельств.
В самом деле, не все французы – убежденные сторонники якобинского террора, не все ирландцы – пламенные католики, и уж конечно, не все россияне, отмечающие 12 июня как национальный праздник, приветствуют распад Советского Союза. Россияне уже не относятся к празднику так саркастично, как в 90-е годы.
Об этом, в частности, говорит депутат Государственной думы Роберт Шлегель: «Отношение россиян к празднику постепенно меняется. Все новые праздники накапливают свое содержание со временем. Вчера этот праздник был наполнен одним содержанием, сегодня – другим, а через 5-10 лет он, возможно, станет по-настоящему осмысленным».