Без молока и сыра Россия не останется

21 августа 2014 / 20:38

Молочные продукты – один из наиболее чувствительных секторов российского продовольственного рынка и, как считалось, введенный Россией запрет на импорт данной категории товаров из ряда стран, особо ретиво поддержавших санкции против России, отрицательно скажется на состоянии продовольственного рынка в целом. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, согласны, что гурманы действительно лишатся ряда эксклюзивных сортов сыра, однако существенно данный запрет на ассортименте, качестве и ценах в этом сегменте рынка не отразится.

Напомним, 7 августа Россия ввела продовольственное эмбарго против ряда товарных групп из Евросоюза, США, Австралии и Норвегии. РФ запретила ввозить из этих стран на свою территорию мясную, рыбную, молочную и плодоовощную продукцию, за исключением консервов, детского питания и еще нескольких товарных позиций. Заместить потерянных поставщиков призваны азиатские, африканские и латиноамериканские партнеры России, набрать мощность должно и собственное производство. В результате в России эти меры в целом получили одобрение.

Болезненней остальных отреагировали любители эксклюзивной продукции, прежде всего, дорогих сортов. Опрошенные Центром политического анализа специалисты по этой отрасли призывают гурманов крепиться – отдельные уникальные сорта действительно могут пропасть с рынка. Однако в целом сырно-молочные продуктовые полки опустеть не должны.

В частности, по словам старшего эксперта Института конъюнктуры аграрного рынка Виктории Берлай, под угрозой исчезновения оказались элитные сорта сыров из Франции, Германии и Италии.

«Мы заменить [их] в принципе не сможем, потому что это эксклюзивный продукт, и никто другой его не предлагает. Впрочем, на рынке есть менее популярные, но аналогичные продукты», - говорит она.

Что же касается традиционной продукции, то потери, уверяет эксперт, минимальны.

«У нас есть Белоруссия, которая заявляет, что готова увеличить объемы поставок, чтобы компенсировать часть потерь. Есть страны Латинской Америки, которые в последние годы активно наращивали поставки к нам. Есть еще Новая Зеландия, которая, правда, находится под временными ограничениями из-за несоответствия качества, но все надеются, что эти ограничения к концу года будут сняты», - рассказывает Берлай.

При этом замененные продукты не будут уступать пропавшим в качестве, так как должны будут соответствовать нормативам Роспотребнадзора и Россельхознадзора. Впрочем, цена может несколько подняться за счет того, что везти продукцию через океан дороже, чем, скажем, из соседней Европы. Кроме того, ряд отечественных и белорусских производителей заявили о поднятии закупочных цен.

«Но последние 4-5 месяцев спрос на рынке на такую продукцию был и так слабым, потому что уже около года цены по разным причинам держатся на весьма высоком уровне, и потребители в принципе не готовы закупаться по такой цене. Так что эти панические повышения будут носить временный характер, потому что потребитель просто не сможет покупать в два раза дороже», - добавляет Берлай.

Более сложная логистика может поднять цены на отдельные молочные продукты на 10-15%, считает завкафедрой экономики и управления бизнесом Научно-исследовательского центра  ВШКУ РАНХиГС Эльмира Крылатых. Правда, по ее мнению, этот рост может быть компенсирован в ходе конкурентной борьбы новых поставщиков за российский рынок.

«Россия ведь очень большой и перспективный рынок, поэтому новые поставщики будут конкурировать за него. Значит, будут искать способ компенсировать издержки за счет чего-то другого», - объясняет она.

Что касается ассортимента, то опасения по поводу пропажи с полок отдельных наименований сыров она считает «излишним драматизмом».

«В любом супермаркете можно найти, по крайней мере, тридцать и больше сортов сыра в интервале от 350 рублей до 1500 рублей и выше. Поэтому, в принципе, даже если ассортимент немного сократится, никакой трагедии в этом не будет. Выбор дорогих сыров, может быть, слегка сократится, но все равно он останется на полках. А потребности простого обывателя и вовсе будут полностью покрыты», - уверена она.

При этом эксперт призывает правительство оказать помощь российским производителям молочной продукции, чтобы импортозамещение в отрасли достигало 95-100%.

«А чтобы вся молочная отрасль встала на ноги, на 95% обеспечивала потребности населения – нужно 600 млрд рублей. У нас вкладывается на порядок меньше, хотя в Минсельхозе сейчас всерьез подходят к этой проблеме. Помимо традиционных способов поддержки нужно еще и улучшать условия кредитования. На сегодняшний день кредиты выдаются под 12-17%. Наш бизнес таких расценок не выдержит», - отмечает Крылатых.

Александр Дюпин

Архивный материал.
Мы были правы, когда ввели эти санкции / читать
Потери существенные / читать