Бензиновое ралли

14 августа 2013 / 18:42

Бензин на российских АЗС незначительно, но все-таки за последние недели подорожал. Причиной тому послужило несколько факторов, один из ключевых – взлет цен на бензин на оптовом рынке. Несмотря на то, что ситуация на нем удалось на данный момент стабилизировать, эксперты пока не пришли к единому мнению о том, будет ли расти цена на заправках и дальше или все же повышения удастся избежать.

Напомним, согласно данным Росстата, распространенным в конце прошлой недели, потребительские цены на автомобильный бензин в России с 30 июля по 5 августа выросли на 1,4%. При этом цены на бензин повышались третью неделю подряд и рост цен пока только ускорялся. Так, в период с 23 по 29 июля цены выросли на 0,5%, с 16 по 22 июля - на 0,2%. До этого с середины марта цены на бензин либо оставались стабильными, либо снижались. Цены на дизельное топливо с 30 июля по 5 августа увеличились на 0,3%. За неделю до этого они поднялись также на 0,3%.

Всего же, сообщил Росстат, рост цен на автобензин за 7 месяцев 2013 года составил 2,1%, а за неделю с 29 июля по 5 августа, повторимся, цены поднялись сразу на 1,4%.

К этой ситуации привело резкое увеличение цены топлива на биржевом сегменте рынка, который «потянул» за собой внебиржевую цену, то есть розницу. Этот факт закономерен, ведь за прошлый месяц биржевые цены на бензин выросли на 25%. В то время, когда отечественный рынок испытывал реальный дефицит, российские нефтяные компании увеличили отгрузку автобензинов на экспорт. И этот факт, конечно, не способствовал стабилизации ситуации на внутреннем рынке.

Естественно, ситуацией заинтересовались профильные государственные органы. 8 августа стало известно, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России направила запрос в ряд нефтяных компаний, чтобы те обосновали причины роста цен на топливо. Нефтяникам был поставлен четкий срок, свои доводы они должны были привести до 12 августа.

По некоторым данным, к 13 августа ФАС получил письменные объяснения причин роста цен от «Газпром-нефти», «Сургутнефтегаза», «Лукойла» и Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи. Нефтяники утверждают, что не наблюдают в розничном сегменте повышения цен до того уровня, который требует беспокойства. Рост цен в оптовом сегменте объясняется ими комплексом причин, такими, как рост акцизов 1 июля текущего года (на высокооктановое топливо акциз вырос на 400-600 рублей за тонну - ред.), недопоставки топлива на внутренний рынок из Белоруссии, несмотря на заявленные в межправительственных соглашениях объемы, рост курса доллара, плановые ремонты нефтеперерабатывающих заводов.

В свою очередь, проанализировав ответы и подкрепив их собственной информацией, ФАС намерена выяснить истинные причины повышения розничных цен, и как они были связаны с объективными факторами. Для ФАС это практически дело чести. Ведь в конце июля заместитель руководителя ведомства Анатолий Голомолзин говорил о том, что цены на бензин на российском розничном рынке будут меняться темпами, близкими к инфляции, но с учетом ряда факторов.

Тем не менее, ФАС уже сейчас настроена серьезно. «С нашей точки зрения, действия нефтяных компаний, мягко говоря, не способствовали балансу спроса и предложения на рынке топлива, - цитирует ИТАР-ТАСС начальника управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрия Махонина. - Надо проанализировать действия нефтяных компаний после получения всех ответов и тогда делать окончательные выводы». Чиновник подчеркнул, что «говорить о новой волне антимонопольных дел пока немного преждевременно».

Сейчас цены на оптовом рынке более-менее стабилизировались - с конца прошлой недели начались продажи белорусского топлива на бирже и ФАС прогнозирует снижение оптовых цен на топливо в августе.

«Я думаю, что неделю-другую розничные цены на бензин будут подтягиваться к тому уровню оптовых цен, которые сейчас установились, а последние стабилизировались и по некоторым направлениям пошли вниз, - считает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.-  Дальше наступит стабильная ситуация, в том числе с учетом принятых решений регуляторами – ФАС и Минэнерго».

«Розничные цены на бензин падать наверняка не будут, но, повторюсь, и расти тоже», - подчеркнул эксперт. Эксперт: Сергиенко Григорий Павлович

«Отчасти на стабилизацию повлиял и белорусский фактор. Без интервенций белорусского бензина на наш рынок проблему было бы сложно стабилизировать», - отметил Сергиенко.

Сергиенко считает, что «причиной повышения цен стали, в том числе, спекулятивные факторы». В первом полугодии цена на бензин были стабильны и даже падали, - напомнил он. - Рынок был профицитным, то есть предложение превышало спрос. Теперь же цены выросли, чего не наблюдалось на протяжении ряда лет, и сезонный фактор повышения спроса здесь играет малую роль. С 1 июля нефтяникам были повышены акцизы, рынок был профицитен и этот профицитный стабильный рынок начал давить на цены: доходность экспортных поставок была выше, чем у внутренних. В результате часть объемов была перенаправлена на экспорт. И этот факт также повлиял на стоимость топлива в розничном сегменте, поскольку внутренний рынок оголился. Был создан ажиотажный спрос и дефицит».

В свою очередь, директор по развитию и маркетингу аналитического центра «Кортес» Павел Строков, ссылаясь на стабилизацию на оптовом рынке, считает, что 

«предпосылок к тому, что в ближайшее время розничная цена на бензин повышалась, нет». Эксперт: Строков Павел Викторович

Строков также обращает внимание на возможные действия владельцев АЗС.

«Если рассматривать в целом 2013 год, в первые полгода маржа, которую получали владельцы АЗС, значительно превышала среднестатистическую маржу для этого времени, - объяснил эксперт. - Краткосрочные изменения в июле-августе на оптовом рынке не должны давать повод для того, чтобы в этот момент менять цены на розничном рынке, так как понятие рентабельности процесса имеет гораздо более длинный период, чем ситуация в каком-либо из месяцев. Если в первые полгода ситуация была комфортной для владельцев АЗС, то по итогам года она так или иначе останется комфортной, даже если во второй половине этого года будут некие сложности. И мне кажется, что именно такой подход и должен быть соблюден на этом рынке».

Тем не менее, единой точки зрения на вопрос о том, стоит ли ждать повышения ценника на АЗС нет и у экспертов: «бензиновое ралли» может и продолжится.

«Действительно, оптовый рынок бензина успокоился, но, тем не менее, цены на сегодняшний день таковы, что, учитывая минимальную необходимую маржинальную доходность, цена в рознице имеет еще шанс немного подрасти», - предположил президент Российского топливного союза и Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. Эксперт: Аркуша Евгений Александрович

«Розничная продажа всегда напрямую связанна с оптовыми ценами, - убежден Аркуша. - У нас на сегодняшний день розничный рынок – единственный конкурентный сектор в профильной системе. Добыча, переработка, оптовые продажи, как говорит ФАС, - коллективное доминирование, а по-простому – монополизм нескольких нефтяных компаний. А розница она реально конкурентна, а на конкурентном рынке поднять цены можно только в одном случае – когда растут оптовые цены и доходность падает ниже необходимого уровня. Поэтому розница растет только тогда, когда растут оптовые цены».

Архивный материал.
Причиной повышения цен на бензин стали спекулятивные факторы / читать
Предпосылок для повышения розничных цен на бензин нет / читать
Оптовый рынок бензина успокоился / читать