Народ собирается в очереди к магазинам за две недели до даты релиза. Живет, натурально, в палатках. Увы, но такое поведение вокруг техники и цифровой продукции является, в сущности, карго-культом 2.0
Вокруг легкого безумия, творящегося по поводу скорого выпуска в продажу новых айфонов, сказано и написано уже немало. Народ собирается в очереди к магазинам за две недели до даты релиза. Живет, натурально, в палатках. На вчерашней конференции корпорации «Эппл», где гаджеты и были продемонстрированы, была настоящая истерика, с визгом и чем-то до странного похожим на экстатические припадки, происходящие на богослужениях сектантов-неохаризматиков.
Поведение, мягко говоря, странное. Тем более что все это: и очереди, и припадки — происходит по поводу пластиковой коробочки с дисплеем, напичканной электроникой и софтом, стоимостью от трехсот до шестисот, что ли, долларов. Еще с помощью этой коробочки можно звонить. Кроме того, в этой истории важен тот факт, что компания «Эппл» вошла и в политический дискурс, и в социальный уж очень плотно, и следят за активностью поклонников надкусанного яблока многие. После смерти Стива Джобса, которая информационно освещалась, наверное, как похороны Иосифа Сталина.
Широкая общественность смотрит на это всё и недоумевает. Ну, коммерческий культ… ну, позиционирование девайсов, как технологий мечты.
Но в целом и очереди, и шумные презентации для цифровой индустрии явление не новое совсем.
Под открытие продаж новых игровых приставок от «Майкрософт», «Сони» или «Нинтендо» (см. соответствующий эпизод популярного американского мультсериала «Южный парк») очереди собираются не меньше, и тоже за недельку-полторы. Тоже в палатках живут. Под выпуск нового аддона к «Ворлд оф Варкрафт» — за день, в некоторых случаях за полтора.
Старты продаж всего этого добра еще и оформляются, как правило, как большой праздник. С выступлениями каких-нибудь музыкальных команд, с салютом, с конкурсами. Многим нравится. Да и само стояние в очереди уже давно превратилось в самостоятельное социальное явление (как в Советском Союзе). Люди общаются, обзаводятся новыми связями. Кстати, что интересно, сколько лет в профильной прессе читаю про эти очереди, а сообщений о жертвах давки не было на моей памяти ни одного. То есть, в целом, народ мирно стоит и особо не буянит. Или, может, служба охраны качественно работает? (Хотя в «Южном парке» люди друг друга убивали.)
Так что «Яблоки» со своими новыми гаджетами тут не первые. Просто обставлено все громче, чем у остальных, а потому многие обратили внимание именно на эту кампанию начала продаж, как на нечто первое в своем роде. Хотя, помнится пару лет назад, какой-то деятель встал в очередь за новой игровой консолью то ли за месяц, то ли за три недели, чтобы купить её самым первым. Даже какой-то рекорд установил по длительности ожидания, вроде бы.
Очевидно, что все эти очереди, презентации и визг на конференциях — не что иное, как элементы культа. Культа не просто вещей, а так называемой цифровой и электронной продукции.
Ну, нет таких же двухнедельных очередей за новыми стиральными машинами, или микроволновками, или там электрочайниками (чай, не Советский Союз). А вот за новыми телефонами, игровыми приставками и прочими околокомпьютерными штуками — всегда пожалуйста.
Можно сказать, что именно вот эти коммерческие культы обрастают своей своеобразной ритуалистикой. С формальной точки зрения, такое стояние в очереди — это как какое-нибудь паломничество в дацан, или на крымские дольмены в поисках просветления и сакральной мудрости. Покупка гаджета становится в этой ценностной парадигме тем самым обретением чего-то особенного и метафизического, входом в новую реальность, если хотите. Приобщением к культу через новый девайс.
Кстати, самый ад начинается уже после старта продаж, если устройства глючат, не работают, попросту ломаются. Когда несколько лет назад после запуска «Майкрософтом» Xbox360 треть приставок выдавала «синий экран смерти» — вой стоял такой, будто случилась вселенская катастрофа. Или, например, когда новую топовую игру после покупки в день релиза не удается запустить, бывает любопытно взглянуть, какие интересные грамматические конструкции наполняют форумы компании-издателя и профильные страницы этой игры. В общем, поистине шекспировские страсти.
Важно, что сама по себе индустрия — это индустрия и не более того.
Да, все это развлечения, да, продажа эмоций в той или иной форме. Не больше и не меньше. Но вот те элементы культа, которые уже сложились вокруг определенный продукции, определенных компаний — это совсем другой разговор. Если бы спроса на такие очереди, шоу на презентациях и стартах продаж были не востребованы, никто бы всего этого не проводил. Излишние расходы. Но народу нравится. Народ видит в этом если не смысл, то счастье и радость.
Увы, но такое поведение вокруг техники и цифровой продукции является, в сущности, карго-культом 2.0. Печально это потому, что показывает, каких масштабов в некоторых слоях мирового сообщества достиг ценностный вакуум. Когда поистине сакральной ценностью, смыслом если не всей жизни, то значительной её части становятся аскетические упражнения, предшествующие покупке пластмассовой коробки с тактильным экраном, с помощью которой можно позвонить.