21 апреля 2021 года президент России Владимир Путин выступил с очередным посланием Федеральному собранию Российской Федерации, от которого многие ждали, что оно будет в значительной мере посвящено проблемам военного строительства, государственной безопасности и внешней политике Российской Федерации
Действительно, эти направления были отражены в послании, но основными его темами стали вопросы социальной и экономической политики, были затронуты и проблемы образования.
В частности президент сказал следующее (цитирую дословно): "Очень важно, чтобы для молодых людей ориентиром в жизни служили судьбы и победы наших выдающихся предков и, конечно, современников, их любовь к Родине, стремление внести личный вклад в её развитие. У ребят должна быть возможность в передовых форматах познакомиться с отечественной историей и многонациональной культурой, с нашими достижениями в сфере науки и технологий, литературы и искусства. До сих пор ещё, знаете, открываю некоторые школьные учебники, с удивлением смотрю, что там написано, как будто не про нас. Кто пишет, кто пропускает такие учебные пособия? Просто удивительно! Всё что угодно там написано, и о «втором фронте», только про Сталинградскую битву ничего не сказано – бывает и такое. Просто удивительно! Просто не знаю, даже не хочу комментировать".
Не прошло и пары дней, как по вопросу содержания школьных учебников выступило Министерство просвещения. Когда до этого, много лет подряд специалисты и учителя били тревогу, чиновники реагировали вяло, лишь иногда статусные эксперты произносили обычно что-то маловразумительное, тоже солидно демонстрируя некую озабоченность для успокоения критиков.
Зато скорость реакции сейчас поразительная: вот-вот, быстро-быстро проведут "косметический ремонт", удалят явные глупости, несуразности и разные мелкие провокации из учебников истории и скоро доложат, что-де все уже исправлено, замечание президента полностью учтено. Так когда-то солдаты красили зеленой краской газоны в воинских частях перед приездом высокого начальства. Отрапортовали, грозу пронесло, и живут себе спокойно и тихо.
Надеюсь все-таки, что в этот раз дело так просто не обойдется. Путин ведь не только привел пример из учебника истории, он сказал о воспитательной роли гуманитарного образования, о передовых форматах получения знаний по истории, культуре, литературе, искусству, науке и технике. А это предусматривает уже серьезную ревизию содержательной стороны образования, в том числе, всего массива используемых учебных материалов.
Неоднократно я писал в своих статьях о необходимости усилить фундаментальную составляющую естественнонаучного и технического образования, о преодолении формализованных подходов к измерению качества, особенно в гуманитарном образовании, о принципах формирования гибкого, креативного и многовекторного мышления у школьников. Технологии, экономика, социальная среда завтрашнего дня требуют высокого личностного измерения человека, повышения его мотивированности в получении знаний, возможностей своей социальной адаптации, гибкости в выборе оптимальных стратегий поведения в уже слишком быстро меняющемся мире.
Сегодня дело обстоит отчасти удовлетворительно в области получения в школе физико-математических, химических, медико-биологических и технических знаний, сказывается наследие прежних лет, также очевидны приметы времени - перед глазами ребят примеры успехов отечественной науки и техники. Хотя работы учителям и ученым по совершенствованию процесса и тут еще предостаточно. Но очень многое не удовлетворяет в гуманитарной сфере, в преподавании истории, обществознания, литературы и русского языка в массовом сегменте средней школы.
Как известно, общество сильно традициями, традиции приходят из прошлого, живут в настоящем, направляют и формируют будущее. Разрушение традиций, к примеру, в историческом образовании, в обществознании, литературе означает потерю культурной преемственности и российской идентичности, социальную и нравственную дезориентацию, политическую наивность, граничащую с глупостью, неустойчивость ценностных ориентаций, открытость для пропагандистских манипуляций, реальную угрозу извращения основополагающих понятий о правах и свободах человека и гражданина.
Личность ребенка в его взрослении формирует, в первую очередь, его семья, ближний круг общения и, конечно, общество в целом. Задача же формирования будущего гражданина во многом должна лежать, я полагаю, на школе. Многие сегодня возмущаются тем, что школа в официальных нормативных актах позиционируется как учреждение по предоставлению образовательных услуг, где родители от имени ребенка свободно вступают в договорные отношения со школой под гарантии государства. "Государство для личности, а не личность для государства". Все правильно, но кроме государства и личности есть еще в стране и великая общность - "многонациональный народ России", который является источником власти и правового закона. Именно наш многонациональный народ принял Конституцию Российской Федерации, где закреплены не только права и свободы, но и обязанности человека и гражданина.
Обязанностью человека и гражданина является получение образования, обязанностью родителей является образование детей, а обязанностью государства является не только предоставление гарантий, но и реализация прямых властных функций в сфере образования. Это выводит систему школьного образования из сферы преимущественно гражданско-правовой в публично-правовое пространство: образование детей ведь не только, и не столько установление договорных отношений в сфере услуг, но реализация властных полномочий государства (подобно тому, как в налоговой сфере люди обязаны платить установленные налоги, также в сфере образования они обязаны давать детям образование, это их конституционно-правовые обязанности). Очевидно, что образование детей - не только частное, но и государственное дело. Услуги - это в сфере досуга, в дополнительном образовании, в деле же основного образования и воспитания на первом месте - публичная деятельность власти всех уровней, от которой зависит само будущее страны.
Именно поэтому содержание основных учебников по истории, обществознанию, литературе, русскому языку и другим школьным предметам - тоже не частное дело, а государственное. К цензуре требования по содержанию учебников не имеет отношения - это государственный заказ, и требования предъявляются именно к нему, единые для всех учебных заведений общего среднего и среднего профессионального образования вне зависимости от форм собственности и ведомственного подчинения. Такой подход не предполагает казенного единообразия учебников, равно как и квасного и сусального квази-патриотизма в их содержании. Это означает их доброкачественность, фундаментальный характер и бережно сохраняемую традицию отечественного образования, доказавшую свою состоятельность и успешность на протяжении как минимум двух столетий.
Особенно последнее важно, в частности, для младших школьников: если посмотреть, как им предлагают, например, учить русский язык, то становится отчетливо видно неблагополучие в этой сфере. В сфере, казалось бы, такой незначительной, ну, подумаешь, малыши пишут свои "жи" и "ши". Но язык - первооснова культуры, главный столп традиции, его нельзя преподавать, например, русскоязычным школьникам как иностранный, или перегружать курс для маленьких детей лингвистикой и фонетикой, убивая живой интерес у младшего школьника. Качество учебника по русскому языку в младшей школе - это качество освоения гуманитарных знаний в старших классах, в школе нет мелочей, тут должна быть выстроена правильная система преемственности в освоении знаний.
Сколько об этом пишут и говорят, и вот, "открылось окно возможностей" - сам президент об учебниках заговорил. Но чиновники с огромной скоростью спешат это окно захлопнуть - быстро что-то подработать, устранить, исправить, декоративно-косметически и образцово-показательно, отчитаться и жить дальше в привычном мире закупок оборудования, строительства школьных зданий и организации горячего питания. В образовании торжествует сегодня завхоз, администратор, а вот само содержание образования остается проблемой, которая только усугубляется с каждым годом.
В прошлом году Госсовет России стал конституционным органом публичной власти, именно на него возложено определение приоритетных направлений социально-экономического развития государства, следовательно, также и выработка отвечающей этой задаче стратегиии развития именно содержания образования, без которой, в свою очередь, стратегические и приоритетные задачи долгосрочного развития страны в полном объеме невыполнимы.
Именно поэтому считаю необходимым, оставив за правительством, министерством, органами власти субъектов федерации и местного самоуправления все хозяйственные функции по развитию инфраструктуры образования вместе с текущей управленческой, методической деятельностью, создать при Госсовете РФ рабочую группу по совершенствованию школьного образования и выработке единых принципов формирования содержательной составляющей среднего и среднего специального образования, по обеспечению ее качественными учебными материалами, а также по комплексным проблемам воспитания за школьной партой сознательного гражданина и культурного патриота нашего Отечества.