Появление в России массы беженцев из восточных регионов Украины, вызванное непрекращающимися военными действиями, породило много проблем
Появление в России массы беженцев из восточных регионов Украины, вызванное непрекращающимися военными действиями, породило много проблем. Среди них я бы выделил имеющие экономический характер. Полагаю не вполне обоснованным то, что с самого начала приоритетными стали проблемы именно гуманитарного характера.
Следует отметить, что на Украине уже давно существует большая трудовая эмиграция населения в соседние страны — Россию, страны ЕС, Белоруссию. Общее число украинских трудовых эмигрантов достигает 4,5 млн человек.
Очевидно, что темпы и размеры трудовой эмиграции увеличатся в ближайшие годы. Это объясняется резким ухудшением экономического положения Украины, разрушением инфраструктуры и жилья в восточных регионах. Кроме того, в политических целях Европейская комиссия вскоре вполне может снять ограничения для трудовой миграции украинцев страны ЕС, чтобы усилить ориентацию Киева на Запад и его экономическую зависимость.
Поэтому следует отбросить эмоции и подвергнуть экономическому анализу последствия притока в Россию жителей Украины. Первые результаты анализа подтвердят нарастающие негативные экономические последствия, что связано с неготовностью пока официальных властей России эффективно управлять миграционными процессами.
Обращает на себя внимание, что точное число приехавших пока не поддаётся подсчёту. В конце июля Федеральная миграционная служба РФ сообщала, что с начала 2014 года в Россию въехало 2,7 млн. граждан Украины. В середине августа, по уточнённым данным ФМС, с начала конфликта на юго-востоке Украины в РФ прибыли более 730 тыс. человек. Министр иностранных дел Лавров 26 августа сообщил, что с 1 апреля 2014 года прибыли свыше 775 тысяч граждан Украины. По данным Общественной палаты на середину августа 2014 года, в России может находиться около миллиона беженцев с юго-востока Украины. ООН называет цифру в примерно 700 тыс. человек.
4 сентября 2014 года члены Комитета общественной поддержки жителей юго-востока Украины сообщили, что ежедневно только в Ростовской области границу пересекают около 1500 человек. Общее количество беженцев приближается к 1 млн человек.
В связи с тем, что правительство России распорядилось оказать всестороннюю материальную, финансовую и гуманитарную поддержку приезжающим, назвав источником финансирования всех расходов федеральный бюджет, это привело к незапланированным бюджетным расходам.
Таким образом, и без того непростое экономическое положение России подвергается дополнительной нагрузке.
Расходы на беженцев состоят из затрат на: организацию пунктов временного размещения; продовольствие, включая круглосуточное питание; выплату единовременной денежной помощи; обеспечение одеждой, постельными принадлежностями; оплату переезда по России (беженцам купят билеты в регионы, где их разместят); медицинскую помощь; выплату пенсий по временной схеме тем беженцам, кто не в состоянии оформить положенные по закону документы; дополнительные денежные выплаты
Общие расходы бюджета России на украинских беженцев составили 4,940 млрд руб., заявил 22 июля российский премьер-министр Дмитрий Медведев.
Все эти расходы на беженцев из Украины не были предусмотрены
бюджетом РФ.
Так и произошло — ранее выделенных денег не хватило. Поэтому 4 сентября премьер-министр Медведев подписал новое распоряжение — об оказании финансовой помощи в размере 99,6 млн руб. гражданам Украины, имеющим статус беженца или получившим временное убежище. Размер денежного содержания беженцев, ранее составлявший в день 800 рублей на человека, теперь снижен и будет составлять 100 рублей.
Дополнительная сложность для бюджета состоит в необходимости распределять трансферты по регионам в точном соответствии числу беженцев. Это пока не удаётся успешно сделать, потому что отдельные регионы уже захлебнулись от притока беженцев, а другие — просто не могут их никак дождаться. Федеральная миграционная служба РФ больше не будет предоставлять статус временного убежища гражданам Украины в Москве, где уже исчерпаны квоты на прием беженцев, и их вынуждены отправлять в другие регионы. Кроме столицы квоты на прием беженцев закрыли еще пять регионов: Московская область, Санкт-Петербург, Ростовская область, Чеченская республика и Крым.
И тут, я полагаю, следует оценить экономические перспективы пребывания в России приезжих из Украины. Оказалось, что какой-либо заметной экономической выгоды от беженцев Россия не получает. Большинство приехавших представляют собой неквалифицированную рабочую силу. Причём они не хотят идти работать на предлагаемые им позиции, а потому специально для этого выдвигают завышенные требования. На 26 августа 2014 года на учёт в российскую службу занятости поставлены всего лишь 76 тысяч беженцев. В свою очередь, из них лишь 44 тысячи изъявили желание трудоустроиться на постоянную работу.
Кроме них, среди беженцев преобладают нетрудоспособные люди (дети, старики) или же обладающие ограниченной трудоспособностью.
К негативным моментам следует отнести транзитный характер пребывания в России беженцев из Украины. Федеральная миграционная служба отмечает, что большинство беженцев не подаёт документы на получение временного проживания или вида на жительство, очевидно, надеясь скоро вернуться домой. Большинство из них пока не попросили ни о временном убежище, ни об официальном статусе беженца.
События последних дней подтвердили этот вывод. После заключения соглашения от 5 августа 2014 года о прекращении огня многие беженцы стали собираться из России домой, на Украину. Таким образом, Россия так и не стала для них второй родиной или хотя бы местом временной трудовой деятельности.
Полагаю, что в дальнейшем, учитывая нестабильную политическую обстановку на Украине, России надо заранее иметь определённую стратегию действий. Мы не должны будем просто оперативно реагировать на новые потоки беженцев, которые привычно приедут к нам, чтобы переждать стрельбу, холод и голод на Украине и затем вернуться домой.
Поскольку для России экономические выгоды от приехавших беженцев будут незначительны, в таких случаях следует сразу же объявлять гуманитарную катастрофу и привлекать международные организации, получая от них финансирование и гуманитарную помощь для беженцев, уменьшив, тем самым, расходы своего бюджета.
Следует оперативно осуществлять селекцию беженцев, выделяя из их числа высококвалифицированных украинских специалистов, которым предлагать выгодные условия их трудовой деятельности в России.
Необходимо привлечь министерство экономического развития и торговли РФ к разработке экономической стратегии использования будущих подобных беженцев (иммигрантов) из Украины и соседних стран.