Бывшая вокалистка группы "Ленинград" Алиса Вокс 15 мая выпустила клип "Малыш", в котором "прошлась" по участникам протестов 26 мая, в частности студентам.
В видеоролике певица в образе сексапильной училки читает нотацию старшекласснику, который сидит за партой, уткнувшись тетрадь. На доске нарисована известная картинка с мартовского митинга — студенты на фонаре.
"Ошибки на плакате, четыре в двух словах, но сердце пламенно стучит (здесь певица встряхивает грудью) и гнев в его глазах!"
В припеве Алиса уже прыгает по сцене с микрофоном в образе поп-певицы, рассказывая, что Россия исчерпала лимит на революции, а тем, кто хочет перемен, нужно начать с себя. Далее Вокс продолжает изгибаться, облизывать указку, стрелять глазами, рассказывая школьнику о том, что он — лишь марионетка в руках заокеанских кукловодов, которые пообещали ему "горы золота и евро". "Свобода, деньги, девушки, все будет, даже власть, не лезь, малыш в политику, иди учить матчасть!" - резюмирует "училка".
Ну, четко патриотка!
Конечно, сексапильная училка, произносящая провластные нравоучения, выглядит довольно нелепо. Но здесь есть вполне понятный посыл: показать, что драйв, секс, деньги и радости жизни находятся вовсе не на стороне оппозиции, а, напротив, на стороне аппарата. Путинизм в качестве "большой сиськи" из Generation П как раз хорошо рифмуется с жизнелюбивой и аполитичной поп-музыкой. Правда, это скорее ранний и зрелый путинизм "нулевых". Путинизм гламура и дискурса, а также всеобщего презрения к неопрятной демшизе с "Эха Москвы" и Маршей несогласных.
Худший из людей
Шнуров, не упускающий случая поддеть бывшую участницу группы, уже раскритиковал новую песню в своем Instagram. Он написал, что школьники — не дураки и правильно делают, что протестуют против лжи, пошлости и прочего вязкого уныния кремлевской пропаганды, которое сочится из песни Алисы Вокс. Он вообще в последние годы жестко позиционирует себя как честного человека, выступающего за то, чтобы все мы могли есть санкционные продукты.
А ведь в 2010-м Шнуров написал куда более агрессивную песню в поддержку Кремля. Тогда как раз слабые женщины ложились грудью на бульдозеры в колхозном лесу под Химками. Футбольные хулиганы калечили и убивали противников вырубки. Да еще один из топ-менеджеров ЛУКОЙЛа насмерть сбил двух женщин на Ленинском проспекте. Понятно, что общественность была взбудоражена.
А Петр Верзилов как раз начал делать первые шаги в качестве менеджера культурного протеста. Благодаря его усилиям, оппозиционную повестку поддержали многие деятели культуры: Юрий "музыкант" Шевчук, Вася Обломов, модная в те времена группа Padla Bear Outfit, Noize MC, критик Артемий Троицкий и премия "Степной волк". Вся российская интеллигенция была жестко заряжена на то, что Химкинский лес и авария на Ленинском — это просто ужас какой-то и надо быть архимразью, худшим из людей, фашистом, извергом, чтобы считать иначе.
И как раз жарким сентябрем 2010 вышла песня "Ленинграда", в которой Шнуров издевается над Noize MC, Шевчуком, политизацией поп-музыки и оппозионной повесткой. В анимационном клипе, сделанном художником Николаем Копейкиным, страшно рубились между собой адские снеговики, медведи, свежепереименованные полицейские, стариканы, животные и все мыслимые мультипликационные персонажи от Громозеки до Барта Симпсона. Именно за счет милого абсурдистского видеоряда песня понравилась даже некоторым оппозиционерам. Еще там был удачный припев, почти как у Псоя Короленко в "Постмодернистских частушках". Ну а в остальном - "страну продавать", "концерты давать", "звонко капает цент" и прочее в таком роде.
Но это как раз было очень органично для Шнура, то есть для веселого, циничного, жизнелюбивого человека, который поет о бабах, деньгах, вечеринках и испытывает аллергию на революционный пафос. 2010-й — это начало медведевской "новой искренности" как широкого культурного тренда, излившегося в 2012-м "болотными" протестами. Шнуров точно чувствовал себя чужим на этом празднике жизни, который и не праздник вовсе, а сборище постных физиономий, с серьезным видом затирающих что-то про экологию, мигалки, коррупцию и гражданское самосознание. Еще немного — и на обложках лайфстайл-изданий появятся антипутинские лозунги, а в колонках главредов — словосочетание "тарифы ЖКХ".
Азербайджанцы и ополченцы русского рэпа
В общем, Шнур тогда жестко выступил. И, кажется, именно так могла бы выступить сегодня Алиса Вокс, но почему-то не получается. Оппозиция с 2010 года осталась той же, а вот Кремль уже совсем другой. Не расслабленный, ценностно нейтральный, чуть придурковатый и в целом "за бабло", а скорее жилистый, стремительный, духовный и нацеленный на различение высокого и низкого.
Такому Кремлю не нужна сексапильная училка с пухлыми щеками и поросячьим пятачком. И уж, конечно, ему не нужен брутальный мужчина за 40 с матерными частушками про водку и кокаин.
Современному Кремлю куда больше подходит какой-нибудь рэпер Птаха, который тоже успел выпустить клип против митинга 26 марта. В нем о том, что "странно быть патриотом за кэш дяди Сэма", а также о том, что участники протестов хорошо одеты, обуты, в целом являются мажорами, "находятся в фаворе" и кому-то там "спускают на лицо". Прочее разобрать трудно, потому что у Птахи не очень хорошая дикция.
Но эта коровья насупленность с азербайджанским акцентом — в духе патриотического поворота образца 2014 года. Лучше только рэпер Хаски с Прилепиным, Висом Виталисом и клипом "Пора валить". Там коротко стриженные мужчины патриотических взглядов гоняются по лесу на джипе за неприятным евреем, выражавшим неуважение к России, русским, президенту, правительству и нашим мальчишкам в Донбассе. В итоге все заканчивается хорошо: либерала сажают на цепь в подвале, а мужчины с женами и детьми располагаются за красивым обеденным столом, уставленным кашами, щами и морсами. Все облизывают деревянные ложки и улыбаются.
Вот такое надо делать. Нутряные, теплые сюжеты. Без разъедающей иронии, бесполой и бесплодной.