Цифровая взвесь в воздухе

14 января 2025 / 12:43

Урок вокизма состоит в том, что если вы хотите менять общество, нужно уметь терпеть. А если не хотите, то не удивляйтесь, если революция пожрет в итоге и вас самих

Телеграм-канал «Октагон»: В 2014 году 17% опрошенным заявили, что их «очень беспокоит» вопрос расового неравенства, в 2021 доля достигла 48%, а в 2024 сократилась до 35%. И рост, и откат наиболее ощущался среди молодежи и респондентов левых взглядов. Схожая динамика наблюдается и в академической сфере. Упоминание «woke»-терминов в статьях по социальным наукам начало резко расти в 2015 году. К 2022 году частота «intersectional», «whiteness», «oppression» и тому подобных терминов достигла своего пика, а затем пошла на спад. Сейчас отменена позитивная дискриминация в ВУЗах. Теперь и Мета, и МакДональдс, и Амазон, и Майкрософт сворачивают свою политику дайверсити. Вот почему так все происходит? С чем этот откат связан? Наигрались в БЛМ и все? И возможен ли новый взлет «вокизма»?

Я пока не замечал того, чтобы новая этика и ее разные эпифеномены куда-либо исчезли из публичного дискурса, скорее даже наоборот, пролиферация новой этики продолжается в те среды, которые ею не были «заражены». В частности, на этот язык переводятся манифесты новой этики, скоро с запозданием на два президентских цикла в США выйдет книга американского философа Кейт Манн про мизогинию. А некоторое снижение числа публикаций, посвященных новоэтической проблематике и новым общественно-цифровым движениям объясняется тем, что к нормам новой этики привыкли. Воздух растворился в цифре, породив атмосферу всеобщей подозрительности и доносительства.

Боле того, новая этика, ставшая продуктом и одновременно инструментом для продвижения политик идентичности судя по кинематографу только набирает обороты. Во втором сезоне «Игры в кальмара» (2024) появляется первый представитель секс-меньшинств – героический трансгендер-десантник, хотя никаких мотивов для присутствия его в сюжете нет, кроме как раз того, что называется на языке папы Стэна из «Южного парка» «повесточкой». Кстати, где новый сезон?

Но даже если допустить, что новая этика и новая сознательность (woke – иногда встречается перевод как бдительность) сходят на нет, то что делать с их жертвами? Например, известного публициста Яна Буруму разве возьмут обратно в редакторский стафф New York Review of Books? Или кто-то ему принесет извинения? Конечно, нет. Или сотни вышвырнутых по доносам вузовских преподавателей в США, многие из которых даже не знают, за что они оказались на улице? Или кто-то из тех, кто обмазал дерьмом кабинет профессора критической теории Питера Богосяна, принесет ему извинения, а начальство восстановит на работе? Короче, скажите спасибо, что не убили, как австралийцы чуть было не поступили с теннисистом Новаком Джоковичем из-за того, что он прилетел к ним на турнир без вакцины. Не стоит забывать, что мировая истерия по поводу коронавируса эксплуатировала те же механизмы, что и woke, на деле став применением этого инструментария для подавления инакомыслия и свободы слова уже в международном масштабе.

Я не знаю, как относиться к цифрам опросов, которые приводятся в вопросе. Например, снижение озабоченности расовыми вопросами могут оптимисты объяснить тем, что есть позитивные сдвиги в направлении борьбы с бытовым и институциональным расизмом в США. А можно всплеск интереса в 2021 году можно объяснять раскачкой повестки на фоне BLM. В конце концов, что MeToo, что BLM это были не массовые гражданские движения, как в 60-е, а общественные кампании, которые истекли, но чего-то, наверное, добились. Хотя бы того, что расовые и гендерные проблемы стали, как говорится, видимыми. Или даже откровенно эксплуатируемыми, как чернокожим футболистом мадридского «Реала» - откровенным провокатором и самозваным борцом с расизмом Виниссиусом Джуниором. История о том, как ему не дали в целом вполне заслуженный «Золотой мяч» в прошлом году может считаться назидательной, ведь обвинить авторитетную международную церемонию и сотни журналистов со всего мира, голосовавших против Виниссиуса, в расизме как-то не очень получается.

Что идеология woke запуталась в собственных противоречиях, очевидно. К примеру, выступать за права трансгендеров – это хорошо и правильно, но что делать, когда серийный насильник заявляет, что он теперь женщина и требует отправить его отбывать срок в женскую тюрьму? Реальная история, приключившаяся в Шотландии. Или – из свежего – мусульманка открывает safe space кафе, закрытое для мужчин, но его тут же берет в осаду кампания агрессивных трансов с требованием открыть им двери. Или другая история, из американского академического мира, о том, как чернокожего профессора diversity уволили по требованию студентов за… нарушение принципов оной diversity!

Кто-то просто хотел слишком быстро зайти слишком далеко. У нас в академической среде принято в лучшем случае с иронией относиться к так называемым окнам дискурса или окнам Овертона, так что воспользуюсь более респектабельным термином Алейды Ассман – смещающиеся основания (shifting baselines), хотя по сути речь идет об одном и том же. Ценностный сдвиг, пусть он в правильном направлении, требует привычки. Люди не так ценностно мобильны, как либеральные публицисты и лидеры общественного мнения, чья мораль меняется, кажется, даже быстрее, чем меню в мишленовских ресторанах. Чтобы что-то, вдруг ставшее модным и важным у модельной тусовки, стало общепринятым, необходимы годы подготовки. Стандартная динамика отсчитывается поколениями, то есть на то, чтобы что-то вчера немыслимое в сфере нравственности стало сегодня возможным, нужно лет пятнадцать. А откуда у элит такой срок, когда у них каждые четыре года новые выборы и как черт из табакерки вдруг выскочил «угроза демократии» и «фашист» Трамп? Тогда как сам Трамп, как подчеркивал ныне отрекшийся от своих слов популярный словенский философ Славой Жижек, еще до первой его победы в президентской гонке, стал бессовестной реакцией на лицемерие либерально-демократических элит.

Урок вокизма состоит в том, что если вы хотите менять общество, нужно уметь терпеть. А если не хотите, то не удивляйтесь, если революция пожрет в итоге и вас самих.

Специально для канала "Октагон".


тэги
BLM; 
metoo; 

читайте также
55 лет лжи. Кто убил Мартина Лютера Кинга
Вавилон-на-Гудзоне
Самоубийство как политический акт освобождения
Наследники Мартина Лютера Кинга возмущены тем, как в Бостоне почтили память их семьи
Против чувства вины