События последних двух лет ещё раз обозначили значение СМИ для формирования общественного мнения в современном обществе. Данная статья расширяет дискуссию о медийном воздействии теорией социального лазера, разработанной в квантовой физике
Понятие социального лазера введено профессором математики Университета Линнея (Швеция) Андреем Хренниковым для объяснения методов производства «оранжевых революций». В своей книге «Cоциальный лазер: Оружие массового поражения 21-го века» и ряде статей профессор Хренников обращает внимание на тот факт, что современные массовые протестные действия, как правило, вспыхивают внезапно, производят некий эффект и также быстро затухают. Для объяснения этого явления использовалась модель физического лазера, подробно описанная в квантовой физике. Известно, что физический лазер строится на способности атомов приходить в состояние возбуждения при поглощении фотона света. Eсли возбудить таким образом некую относительно большую совокупность атомов до определённого уровня, то они начнут выпускать фотоны с характеристиками, аналогичными поглощённым. Для усиления когерентности получаемого светового пучка на противоположных сторонах лазерной колбы устанавливаются зеркала. Отражаясь, фотоны циркулируют в колбе, создавая высококонцентрированный луч света, способный производить воздействие на внешние объекты.
«Социальный лазер» объясняется по аналогии с лазером физическим. Вместо электромагнитного поля социальный лазер анализирует информационное поле и оперирует понятием социальной энергии. Каждая порция социальной информации представляется как квант социальной энергии, дополненный характеристиками такими как образы и смысловыми «бирками» (квазицвета). Когда волнение в обществе, вызванное информационным излучением (социальной энергией), превышает 50% населения, индивиды (социальные атомы) начинают выпускать эмоциональные реакции, которые могут проявляться по-разному, начиная с лайков в социальных сетях и заканчивая участием в протестных действиях. Социальные группы и сети, рассматриваются теорией социального лазера как эхо-камеры, сравнимые по своим эффектам с оптическими резонаторами в лазере физическом. Они способствуют увеличению и оптимизации информационного потока внутри системы. Усиление излучения социальной информации увеличивает вероятность согласованности вектора входа и выхода, что отражает степень влияния коллективных действий Таким образом, аналогия с лазером используется для пояснения динамики общества в условиях информационных потоков и социальных взаимодействий.
Работа социального лазера в контексте реакции северных европейцев на текущий конфликт на Украине была описана в исследовании, проведённом сотрудниками двух шведских университетов. В рамках исследования анализировался объём публикации об Украине в трёх ведущих шведских газетах и характер соответствующих дискуссий в шведских Facebook-группах.
Оказалось, что до декабря 2021 года Украина практически не привлекала внимания шведских газет. Однако в январе-феврале 2022 года объем публикаций о стране значительно возрос, a в марте 2022 года достиг уровня почти 4000 публикаций за месяц. Самым нтенсивным оказался день 2 марта, когда одно из анализируемых изданий публиковало на своём вебсайте материал об Украине каждые 23 минуты, а другое - каждые 9 минут. Подобная интенсивность освещения определена авторами исследования как «информационное цунами». Информационное давление оказалось настолько сильным, что журналисты в какой-то момент сами озадачились возможным «перегревом» читательской аудитории и разместили рекомендации о том, как избежать негативного влияния новостной информации. Эта проблема хорошо известна в исследованиях физического лазера: усиливающая среда может быть разрушена слишком интенсивным потоком фотонов. Шокирующие новости о военном конфликте зачастую несут большой эмоциональный заряд, возбуждая читательскую аудиторию. В апреле-мае 2022 года эмиссия социальной энергии в шведских СМИ упала до уровня февраля 2022 года.
Далее следовало описание реакции в социальных медиа, обозначенных как эхо-камеры. Эхо-камеры в контексте социального лазера представляют собой форму социальных резонаторов, играющих ключевую роль в усилении и оптимизации пучка социальной энергии в обществе. 98 проанализированных постов в Facebook сгенерировали более 46500 эмоциональных реакций, 11500 комментариев и 2700 репостов, мультиплицируя и распространяя социальную энергию, накаченную при помощи СМИ. В марте, когда уровень информационной радиации был особенно высок, Facebook-реакции напоминали скорее монологи, чем диалоги: участники выражали свои эмоции (часто невербально, при помощи символов) и отказывались пускаться в дискуссии по поводу транслируемых новостей. Наблюдалась практически полна яподдержка господствующего дискурса и тенденция к эскалации, включая призывы к физической расправе над теми, на кого возлагалась ответственность за начало конфликта. Альтернативные мнения игнорировались участниками Facebook-групп или жёстко подавлялись: диссидентов унижали, запугивали высылкой из страны, увольнением с работы или выдачей секретной полиции. Только в мае, когда информационное давление начало спадать, несогласные с общепринятой интерпретацией событий получили возможность проявить себя более настойчиво и предоставить свои аргументы на общее обсуждение.
Подводя итог, использование теории социального лазера помогло описать новую технологию манипуляции общественным сознанием и выявить связь между уровнем информационного излучения, производимого СМИ, и социальной динамикой в социальных сетях. Дальнейшие исследования могут пролить свет на то, какие методы необходимы для противодействия влиянию подобного рода массовых информационных кампаний.
Источники:
Хренников, А (2020). Cоциальный лазер: Оружие массового поражения 21-го века
Khrennikov, A.(2018). Social laser model: from color revolutions to Brexit and election of Donald Trump. Kybernetes 47(2), 273–278.
Rodin, L. & A. Khrennikov (2023). Social Laser: Media and Social Mobilization. Preprints, 2023121570. https://doi.org/10.20944/preprints202312.1570.v1