Почему дизайн национальной платежной системы важен

20 мая 2014 / 13:23

Проблема доверия и лояльности к национальной платежной системе является не только рациональной, но и чисто эмоциональной и мировоззренческой

Создание в России национальной системы платежных карт было активизировано после введения санкций со стороны США, а также действиями международных платежных систем Visa и MasterСard, которые остановили обслуживание карт нескольких российских банков, продемонстрировав полную зависимость России от внешних операторов. За рамками, однако, остается один существенный вопрос (по крайней мере, Россия уже может его себе позволить): каким будет дизайн национальной платежной системы и почему это имеет значение?

Вопрос срочный, ведь национальная платежная система в России, как сообщил председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин, будет создана уже до лета.

Тревожиться по этому поводу заставляет, например, опыт универсальной электронной карты, дизайн которой оказался посредственным и невыразительным.

Проблема доверия и лояльности к национальной платежной системе является не только рациональной, но и чисто эмоциональной и мировоззренческой. Для России — слабая лояльность к собственным брендам до сих пор остается большой проблемой, более того, определенная часть общества и вовсе считает экономическую и культурную самостоятельность России чем-то по определению невозможным. Это выразилось, в частности, в неприятии самой идеи дедолларизации экономики или ипортозамещения.

Конечно, продвижение национальной платежной системы включает в себя целый комплекс маркетинговых и пиар кампаний, но дизайн — важная гуманитарная составляющая, часть нематериального актива бренда национальной платежной системы.

Дизайн в данном случае является тем политическим и коммуникационным инструментом, который формирует не только образ и систему идентификации новой системы, но и определенные эмоции, которые в свою очередь влияют на позитивное или негативное отношение у людей.

Если дизайн выразителен, ярок, современен, то и отношение к продукту в целом будет более позитивным, чем если бы он был посредственным и бюрократическим.

Здесь Россия, действительно, отстает от других стран. Сравним, например, российский паспорт с паспортами США, Британии, Швейцарии, Канады или Южной Кореи, в которых представлены национальные образы стран, достопримечательности, символы и т. д. Российский паспорт на этом фоне выглядит очень бедным, он не рассматривается как канал коммуникации для трансляции определенных смыслов.

Новый дизайн национальной платежной системы мог бы исправить эти ошибки и задать новые стандарты государственных коммуникаций. В противном случае, мы в очередной раз повторим все так характерные для нас ошибки, связанные с трудным принятием знака рубля или получим скандал, наподобие случившегося вокруг ребрендинга концерна "Калашников". Задача создания, с одной стороны, осмысленного и не побоимся этого слова идеологического, а с другой стороны привлекательного и современного дизайна национальной платежной системы является сложной и нетривиальной. Поэтому она не может быть решена без широкого профессионального и экспертного обсуждения. Если поставить общество перед фактом, то это может дать козыри противникам и конкурентам российской платежной системы.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
платежная система; 
дизайн; 
экономика; 
брендинг; 

читайте также
ВЦИОМ дейли: Только 6% жителей России против национальной платежной системы
Социологи расскажут о столкновении интересов вокруг «Платона»
Платон и буря
Как КПРФ «сливает протест»
Платон бы не одобрил