Именно отказ от выполнения своих обязанностей в современной идеологии праздника в знак протеста имеет основополагающее значение
Один из самых противоречивых выходных дней в российском праздничном календаре, это, разумеется, День весны и труда. Даже шутка такая ходит сегодня по заводским цехам и офисам с легкой руки популярного юмориста: «Кто будет работать в день трудящихся?». Между тем, именно отказ от выполнения своих обязанностей в современной идеологии праздника в знак протеста имеет основополагающее значение. Ведь именно солидарность с трудящимися из промышленных центров США, бастовавшими в этот день, требуя восьмичасового рабочего дня, предложено было вспоминать решением конгресса Второго интернационала 1 мая.
За всю многовековую историю майских праздников, начиная с обрядов по случаю начала нового цикла труда крестьян на полях в Британии, идеологическое наполнение их менялось не раз. Изменялись и основные действующие лица, и, так сказать, организаторы торжеств. Нуждается в изменении идеология 1 мая и сегодня. Ведь «друиды» из профсоюзного движения советского образца наполнение праздника прежними смыслами уже не обеспечивают.
В наши дни отношение к труду со времен бунта на Хеймаркет значительно изменилось.
В Советском Союзе, профессиональные объединения трудящихся стали одной из самых влиятельных организаций. Приросли собственным имуществом, зданиями территориальных комитетов, дворцами культуры, базами отдыха. С переходом к рыночным отношениям, они нередко становятся предметом интереса коммерческих структур, поводом к информационным войнам, борьбе за пост руководителя той или иной профсоюзной организации.
Нередко смена собственника становится единственным способом спасти памятники советской архитектуры от разрушения. Неэффективное управление объектами собственности профсоюзным движением нередко становится причиной упадка и дворцов и гостиниц. Теряют они и хватку в защите интересов рабочих и служащих, превратившись в профессиональных функционеров организации при органах управления государства. Да и сами рабочие не стремятся расстаться с частью заработка, уплатив причитающиеся взносы, не веря наследникам советских профсоюзов.
Запрос на защитников между тем порождает новые объединения рабочих. Вспомнить хотя бы организацию «РотФронт», едва не переросшую в оппозиционную политическую партию, давшую путевку в большую политику Сергею Удальцову. Закономерно, что недовольные условиями труда рабочие и служащие пополняют собой ряды оппозиционеров. Такова обратная сторона сотрудничества профсоюзов с властями, а властей — с работодателями. Но с точки зрения государственных интересов, поддерживать идеологию протеста в этом празднике, как и в профсоюзном движении, контрпродуктивно.
С другой стороны, для большинства людей Первомай, из дня, когда мы вспоминаем о профсоюзах, стал просто выходным, поводом для празднества на природе.
Сам праздник, как и институт профессиональных союзов в целом, нуждается в серьезных изменениях.
В качестве одного из вариантов стоит вернуться к первоначальному смыслу — началу весенних работ. Это традиционное день для субботников, а значит, может стать символом, объединяющим приверженцев безвозмездного труда — волонтеров.
Такой волонтерский труд более других групп населения присущ молодежи и студенчеству, а значит, идеологию можно расширить — сделав 1 мая напоминанием о начале созидательного труда на благо Родины для молодых специалистов. Можно вплести сюда и необходимость, получив образование где-нибудь в столице, вернуться в родной регион, чтоб приложить усилия для его развития. Здесь и смена поколений, с чествованием героев труда, символической передачей от них молодым специалистом. Добавить в перечень основных акторов стоит и студенческие трудовые отряды, как возрождаемую с переменным успехом альтернативу гастарбайтерам на стройках новой России. Так Первомай может стать символом тех усилий, что новое поколение прикладывает, чтоб обеспечить новый виток развития новой России.
Этот путь будет избран в поисках нового идеологического наполнения Первомая или какой-то другой ясно, что вернуться к созидательному смыслу его необходимо. День весны и труда, взятый из советского календаря должен продолжать решать новые, актуальные для современной России задачи, а не становиться лишь поводом для воспоминаний об ушедшей стране советов.