Национальная знакосфера расширяется качественно и количественно

20 октября 2014 / 18:46

Каким будет знак национальной системы стандартизации, как он будет разрабатываться и приниматься – вопрос остается открытым

Знакосфера России расширяется. В рамках закона «О стандартизации» Министерство промышленности и торговли Российской Федерации намерено внедрить знак национальной системы стандартизации, которым будет маркироваться продукция, произведенная по национальным стандартам. Система национальной системы стандартизации поможет российским производителям повысить уровень конкурентоспособности промышленной продукции и облегчит ее выход на мировые рынки.

Законопроект «О стандартизации» наряду с принятым ранее Госдумой законом «О промышленной политике в РФ» станут базой для, не больше не меньше, нового этапа индустриализации, технического переоснащения, модернизации и внедрения инновационных технологий в реальное производство. Система визуальной идентификации в рамках принятых законов приобретает совершенно новый, прагматичный и реалистический характер.

Впрочем, многие знаки сегодня приобретают новый смысл.

Проекты и инициативы по разработке национальной символики до сих пор носили чисто декоративный характер. Даже долгожданный знак рубля, для официального принятия которого Центробанком РФ в 2013 году с момента создания в 2007 году потребовалось семь лет, изначально был дизайнерской инициативой. Реальной политики создания национальных знаков не было, и часто разрабатывались они лишь потому, что аналогичные знаки существуют «во всем мире». Вот и все.

Такова в большинстве своем реальная мотивация российского разработчика. Тот же всероссийский открытый конкурс на создание знака качества для российских товаров, инициированный Минпромторгом в 2013 году, закончился, по сути, еще одним дизайнерским упражнением и в качестве именно национального символа совершенно не пригоден к использованию. Таких неудач и закончившихся ничем проектов было много.

Проблема современной национальной знакосферы России заключается в том, что государственный заказчик до сих пор не имеет устоявшейся позитивной практики взаимодействия с профессиональными разработчиками (это наглядно продемонстрировала история с тем же знаком рубля), а разработчики не могут реализовать смыслы, которое закладывает в символику государство.

Действительно, как можно создать дееспособный национальный символ, если нет ни национального дизайна, ни национального производства, ни национального потребления? А само понимание национальной политики лежит в плоскости антинациональный неолиберальных догматов?

Качественное изменение государственной политики в области национального производства, которое наметилось сегодня, не в последнюю очередь благодаря санкциям и политическому давлению со стороны Запада, требуют национально ориентированного, патриотического политического мышления со стороны дизайнеров. Повторимся, до сих пор потребности в нем не было, так как в условиях фактического полураспада от создаваемых знаков требовалось только красивая, привлекательная, но пустая в смысловом и идеологическом плане форма.

Каким будет знак национальной системы стандартизации, как он будет разрабатываться и приниматься — вопрос остается открытым. Можно лишь надеяться, что реальные изменения приобретут необратимый характер, что автоматически изменит и характер разработчиков. Тем более что российская национальная знакосфера будет развиваться и дальше: предстоит создать дизайн национальной платежной системы, развивать промышленный и территориальный брендинг и т. д. Делать это придется в условиях жесткой конкуренции и мировой нестабильности.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
Россия; 
брендинг; 

читайте также
Senectus Mundi: фашизм без футуризма. О старении населения Запада
Руководитель Центра политического анализа Павел Данилин примет участие в круглом столе про семейные ценности
Риск войны есть всегда
Коммунисты после Зюганова
Единственный европеец