Международный дискуссионный клуб «Валдай» представил на прошлой неделе доклад «Национальная идентичность и будущее России»
Международный дискуссионный клуб «Валдай» представил на прошлой неделе доклад «Национальная идентичность и будущее России». Отдельный раздел исследования посвящен символам российской идентичности. Проблема национальной символики не теряет своей актуальности, наоборот, в последнее время ей уделяется повышенное внимание.
Авторы доклада делают верный акцент на прагматическом понимании идентичности.
Например, отмечается, что «популяризовать официальные символы можно и даже нужно, но основной потенциал укрепления идентичности на символическом уровне заложен не в них». От официальных символов, по мнению авторов доклада необходимо переходить к реальным.
Таковыми могут стать природные и культурные достопримечательности, которые и есть «главные русские символы, реальные или потенциальные». «Праздник Российского флага — не ценность. А озеро Байкал, Александр Сергеевич Пушкин — гораздо больше, чем символы. Потому что флаг меняли трижды, а озеро и Пушкин были, есть и будут», — утверждается в докладе. В государственной символике эти реальные символы не отражены: «Россия — одна из немногих стран, где отсутствуют какие-либо природные символы, как абстрактные, образные (как клен в Канаде или кенгуру в Австралии), так и конкретные (в виде реально существующих природных достопримечательностей, как ниагарский водопад в США или гора Фудзияма в Японии). Таким образом, природные достопримечательности могут «стать широким направлением государственной политики в области государственных символов».
Могут ли природные ресурсы в чистом виде стать универсальным решением проблем национальной идентичности? Ведь подобные символы функционируют (даже в прикладном, туристическом применении) только когда за ними стоит история. А история означает потенциальную конфликтность, преодолеть которую в свою очередь невозможно без внятной идеологии. Гармоничное сочетание содержательных и инструментальных качеств образов национальной идентичности только предстоит найти и сформулировать.
Впрочем, проблематика символов российской идентичности и государственной символики не сводится только к тому, что изображать: Пушкина, Байкал или двуглавого орла?
Главным, самым существенным и прагматическим вопросом современной национальной идентичности России является: готовы ли мы за нее умереть?
Именно в такой предельно жесткой и категоричной постановке вопрос обычно не ставится или всячески обходится социологами и политологами. Вопрос, действительно пугающий, но в другом виде он не имеет смысла. Привлекательность или элементарное знание символики — важный компонент государственной политики, но символы идентичности не будут работать без реальной готовности ее защищать и за нее умирать. И этот методологический недостаток, на самом деле, не решен практически во всех исследований в области национальной идентичности.
Несмотря на все противоречия вопросов национальной идентичности, ее символического выражения и содержания единственным решением может быть широкая научная и общественная дискуссия. И доклад Валдайского клуба вносит свой вклад в общую работу.