Молиться ли за киевскую власть?

15 апреля 2014 / 11:25

Отец Андрей Кураев выступил у себя в блоге с постом о политической аскетике. Тезисы этого текста не сулят России ничего хорошего после присоединения Крыма

В самом конце марта, 31-го числа, отец Андрей Кураев выступил у себя в блоге с постом о политической аскетике. Тезисы этого текста не сулят России ничего хорошего после присоединения Крыма. Подробно пересказывать рассуждения отца протодиакона смысла не имеет, ознакомиться с ним можно легко по ссылке.

Отец Андрей поднял важный вопрос: как православному патриоту относиться к происходящему на Украине? Ведь таковых в России имеется большое количество. Не все же у нас «уранополиты», то есть считают патриотизм и Христову веру несовместимыми, право слово. Вот об этом давайте и поговорим.

И наша, и Украинская пропаганда вещает со скоростью пулеметной очереди — только голову успевай прятать. Прорваться до достоверной информации крайне сложно, но есть вещи, которые понятны и без просмотра новостных лент и социальных сетей. Например, тот факт, что сейчас на Украине набирает обороты гражданская война — очевиден уже и для русских, и для украинцев. Гражданская война — это такое нехорошее мероприятие, когда убивают людей. А когда люди убивают друг друга, в выигрыше, с православной точки зрения, остается только один персонаж. С развесистыми рогами и стойким запахом серы.

Когда отец Андрей пишет о том, что Украинские события (и не только присоединение Крыма) — это своеобразный урок аскетики, воздержания от… радости в связи с воссоединением Крыма с остальной Россией, то мне кажется, куда уместнее говорить о воздержании от излишней кровожадности.

И воздерживаться нужно не столько нам (хотя радостные крики «Дави их, дави! На колени их, дубина их! Всех расстрелять!» слышатся и со стороны представителей наших «диванных войск»), сколько представителям украинских СМИ, которые вольно или невольно сеют такую ненависть к России, что банальным политическим «поиском внешнего врага» это уже не объяснишь. Речь, подчеркну, уже не про Крым. Там хотя бы наш военный контингент присутствовал. Это хоть какая-то корреляция украинской пропаганды и реальности. Здесь разговор уже про «путинские войска» в Харькове, Донецке, Луганске, Запорожье. Где отродясь никаких российских войск не было и быть не может.

Еще, говоря об аскетике, нужно вспомнить, что аскетическая практика — это трезвение ума и отказ от чего-то во смирение. Если переводить на язык политики, то нынешней украинской власти стоило бы признать и принять выбор восточных областей, а не пытаться задавить голос протестующих силой. Ведь требует Юго-Восток не столько присоединения к России, сколько референдума о федерализации. Да, для Киева — это отказ от части полномочий, да, это означает уступить некую долю власти и отдать её в регионы. Но именно этот вариант поможет избежать гражданской войны.

Нашим же патриотам, в этом случае стоит принять выбор Юго-Восточных украинцев со смирением и пониманием.

Пусть остаются в федеративной Украине, если такова их воля. Насильно мил не будешь. Если же Юго-Восток решит входить в состав РФ, то тогда для всех нас, граждан РФ, начнутся уже совсем другие, крайне длительные и самые настоящие аскетические практики, потому что инвестировать туда придется огромные деньги, и в первые несколько лет на экономике России это скажется не самым благоприятным образом. Но что такое деньги по сравнению с воссоединением единого, но расколотого некогда народа?

Вообще же, стоит относиться ко всему происходящему, нет, не спокойнее (какое спокойствие, когда из Луганска передают о шестерых убитых?), а менее истерично, что ли. Наши истерики ни Донецку, ни Николаеву, ни Одессе не помогут. А что может помочь?

Аскетика — это еще и жертвенность.

Можно и нужно помогать тем, чем мы можем. Я пишу этот текст в понедельник Страстной Седмицы, в день, когда Христос рассказал Своим ученикам притчу о смоковнице. Давайте делать так, чтобы наша аскетика приносила плоды. Если можно жертвовать деньги, вещи, отправлять что-то туда, на Украину, конкретным людям или организациям — давайте это делать. И речь идет не только о Юго-Востоке. На Западе Украины тоже достаточно людей, которые не дышат к нам ненавистью и готовы принять нашу частную, хоть и небольшую, но очень важную помощь. Как бы сейчас ни развивалась ситуация на Украине, и что бы ни писали наши и их СМИ — очевидно, что уже сейчас ту страну подкашивает бедность, а дальше будет только хуже. И мы, в рамках всё той же аскетики, можем помочь. Нужно просто понять, что весь этот Майдан, киевская хунта, Правый сектор — это, в общем-то, меньшинство, которое в силу огромного количества внешних факторов и совпадений, оказалось сейчас у власти. Они — никакие не представители «братского народа».

Отец Андрей в своем тексте писал, что украинская власть учится на своих ошибках. Напомню, писал он это 31 марта. Прошло несколько недель, но никакой учебы на ошибках не видно. Видно лишь обострение кризиса, и чем далее, тем более неадекватное поведение тех, кто удерживает власть в Киеве. К чему этот политический курс приведет? Думается, к тому, что мы будем еще долго помогать украинцам впоследствии, как на государственном, так и на частном уровне. И, это, кстати, тоже будет той самой «политической аскетикой», той мерой ответственности, которую может взять на себя «православный русский народ».

Есть еще та часть украинцев, которым сорвало голову от волны пропаганды, но это люди не злонамеренные, а одураченные. Только понимая и принимая для себя вот такое видение, можно дальше анализировать ситуацию, и говорить о том, что же такое «политическая аскетика» применительно к Украине и украинцам.

Напоследок, говоря о тезисах Кураева, нельзя не упомянуть, что он «прошелся» и по Московской Патриархии, и по Патриарху лично. Мол, в Патриархии кругом ложь и доносы, давят всех инакомыслящих, Патриарх не едет на Украину, а УПЦ МП сейчас начнет риторику в духе «филаретовцев» (УПЦ КП).

Насчет «доносов и давления на инакомыслящих» — ничего не знаю, в Патриархии не был. Только вот не доказывает ли обратное сам факт публикации кураевского текста? Да и предыдущие его публичные высказывания критического содержания о нравственном климате в РПЦ? Вроде бы отца Андрея никто тоталитарно не давил и не давит. Даже до церковного суда дело не дошло.

Патриарх действительно в эти дни не на Украине. Но вот представьте себя, что было бы со священниками и мирянами УПЦ МП после его визита?

Если уже сейчас священники, епископы и миряне получают угрозы. Понимаете, что там какой-нибудь Правый сектор начнет действительно в массовом порядке расстреливать и вешать православных? Да, жертвы бандеровцев станут новомучениками. Но такой метод пополнения сонма мучеников и исповедников Русской Церкви не кажется особенно нравственным.

Некоторые жалуются на проукраинскую риторику УПЦ М. П. Но, как бы это парадоксально ни звучало, ничего такого особенного в этом нет. Исторические прецеденты имеются. Например, во время русско-японской войны в японских православных храмах молились за японского императора. Никто же теперь не подвергает сомнению степень святости Николая Японского? В перспективе вечности вся эта политическая риторика — дело хоть и неприятное, но временное.

Да и, честно говоря, помолиться о здравии нынешних киевских властей — это дело крайне нужное и полезное. Может, по нашим общим молитвам, Господь и дарует здоровье этим людям. Умственное здоровье в первую очередь.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
РПЦ; 
Крым; 
Россия; 
Украина; 

читайте также
Восток и Запад
Этноконфессиональные традиции мира и согласия в Краснодарском крае
О раскольничьем соборе
Сила Константинополя - в его сравнительной слабости: оценка специалиста в США
Ни раскола, ни единства