«Мистраль» как тест на независимость

11 июля 2014 / 00:46

Бесконечная неопределенность с поставкой или не поставкой Москве «Мистраля» стала превращаться в непредсказуемый политический триллер

Бесконечная неопределенность с поставкой или не поставкой Москве универсального десантного корабля-дока (УДК) класса «Мистраль», построенного для российского ВМФ, стала превращаться в непредсказуемый политический триллер с серьезными имиджевыми потерями для международной репутации Парижа.

Судите сами. Еще несколько дней назад руководство «Рособоронэкспорта», той самой организации, которая от имени нашей страны подписала контракт с французской государственной корпорацией DCNS (Direction des Constructions Navales — Дирекция по строительству военных кораблей) на производство для отечественного Военно-Морского флота двух вертолетоносцев «Мистраль», было официально приглашено 14 ноября на судостроительную верфь Chantiers del’Atlantique в Сен-Назер. Для торжественной передачи заказчику первого корабля «Владивосток» и присутствия на мероприятиях по спуску на воду второго корпуса с названием «Севастополь».

Фотографию этого приглашения с перечнем мероприятий, которые должны состояться по этому случаю на фирме, опубликовал в своем твиттере вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин.

Но тут же, видимо, после звонка из Елисейского дворца, представитель корпорации DCNS заявил, что никакая дата поставки России «Мистралей» «на настоящее время не определена», а официальные сведения могут последовать только от руководства Франции. Одновременно французская судостроительная корпорация DCNS уволила ответственного за проект поставок России «Мистралей» Ива Дестефаниса, который от имени фирмы и направил в Москву приглашение на церемонию передачи первого вертолетоносца. Произошло это, якобы, «из-за нарушения чиновником корпоративной этики». Мол, сотрудник корпорации действовал по своему усмотрению, не получив от руководства компании четкого указания на отправку такого приглашения (странное объяснение: как можно печатать в типографии приглашение, не получив на это одобрение руководства?! — В. Л.). Во французских СМИ в те дни появилось немало сообщений, в которых отмечалось, что направленное в Москву приглашение DCNS «усложнило для Франции и без того непростую проблему поставок России «Мистралей» и «явно вызвало сильное раздражение Елисейского дворца».

Понять руководство Франции, а точнее ее президента Франсуа Олланда не сложно. С одной стороны на него давят профсоюзы судостроителей и сама компания-подрядчик STX, занятая в корпорации DCNS, в том числе, и производством кораблей-доков — работа закончена, нужно освобождать место на стапелях для новых заказов, если они появятся. Кроме того, есть угроза нарваться на штрафные санкции за сорванный контракт по поставкам вертолетоносцев Москве. Плюс потребуется вернуть оплату за невыполненный заказ, а это 1,2 млрд евро, которые уже потрачены на другие заказы. А еще реально потерять имидж страны, способной выполнить свои обязательства в рамках соглашения о военно-техническом сотрудничестве с зарубежными государствами. С другой — существуют неоднократно озвученные требования Вашингтона, американского Конгресса и союзников по НАТО, особенно из стран Балтии, отказать России, как «непосредственному участнику и виновнику событий на Украине», в передаче вертолетоносцев и даже продать эти корабли какой-либо другой стране.

К тому же, ситуацию усугубляет еще и то обстоятельство, что контракт на постройку для России двух кораблей-доков класса «Мистраль» плюс офсет еще на два таких же УДК был заключен по инициативе и при непосредственном участии предыдущего президента Франции Николя Саркози. Он тогда добивался заказов для судостроителей, коим угрожала безработица, а сейчас вновь включился в политическую борьбу и хочет заменить Олланда в Елисейском дворце. При первой же возможности публично критикует своего соперника, называет его лжецом. Недавно, например, как пишет газета «Ле парисьен», выступая на митинге в городе Нанси в рамках кампании борьбы за пост главы партии «Союз за народное движение», Саркози заявил перед двумя тысячами собравшихся, что в течение двух с половиной лет ложь в стране была возведена в политический принцип. Что, по его мнению, привело к ослаблению Республики и демократии. «Франсуа Олланд обманывает утром, днем и даже вечером», — сказал Саркози под одобрительные крики присутствующих. По его мнению, нынешний французский президент терпел поражение за поражением с момента занятия своего поста.

Теперь получается так, что, приняв решение о передаче России «Мистралей», Франсуа Олланд сыграет на руку Николя Саркози — волей-неволей поддержит его решение о заключении контракта с Москвой на строительство для нее боевых кораблей.

А откажет в передаче — окажется, что он, кроме всего прочего, мелочно мстит своему предшественнику, причиняя при этом финансовый и имиджевый ущерб как самой Франции, так и ее государственной судостроительной корпорации Direction des Constructions Navales. А этот факт, растиражированный всеми средствами массовой информации страны и европейского сообщества, станет дополнительным аргументом для Саркози в политической борьбе за пост президента Пятой республики. Тут поневоле сломаешь голову об решение этой задачи.

При этом, что бросается в глаза, Россия никак не демонстрирует своей озабоченности отсрочкой в передаче ей первого из двух УДК. Никаких политических заявлений в адрес Франции и ее руководства не звучат ни из Кремля, ни из Министерства обороны, ни из Главного штаба ВМФ. Российские моряки, числом в 360 человек плюс 70 инструкторов, находятся в Сен-Назере, на учебном корабле «Смольный». Каждое утро поднимаются на борт «Владивостока» и, согласно ранее принятому и утвержденному регламенту, занимаются своей профессиональной подготовкой на определенных им рабочих местах. В конце дня, после окончания тренировок возвращаются на базу или остаются нести дежурство или боевую вахту, как ее называют моряки, на мостике или в машинном отделении вертолетоносца. Команды отправляться домой, в Санкт-Петербург им никто не отдавал.

В независимой российской печати регулярно раздаются голоса, что «Мистрали» российскому ВМФ ни к чему. Для этих кораблей, которые предназначены для экспедиционных операций в теплых морях, в отечественной военной доктрине никаких задач не прописано. Россия, в отличие от Франции и других ее союзников по Североатлантическому альянсу, не собирается высаживаться на чужие берега, чтобы под флагом борьбы «за демократию и права человека» устанавливать там свои порядки. Более того, УДК, построенный в Сен-Назере, представляет собой только полуфабрикат — на нем нет серьезного противовоздушного и противокорабельного вооружения, которое придется устанавливать на верфях в Санкт-Петербурге… Но официальная Москва хранит выдержку и терпение.

36 месяцев, за которые по контракту должен был построен первый корпус «Владивостока», закончились в нынешнем ноябре.

Есть еще люфт в два месяца. И после новогодних праздников можно будет ставить вопрос ребром — да или нет. Выполняет Париж свои обязательства или отказывается от них.

Разговоры о том, что в связи с событиями на Украине для передачи корабля еще «не сложились благоприятные обстоятельства» или ссылка на санкции, принятые в отношении Москвы Европейским союзом, в расчет приниматься не будут. Гражданская война на Украине, к которой Россия, в отличие от США и того же Евросоюза, не имеет никакого прямого отношения, — не стихийное бедствие и в виде форс-мажорных обстоятельств не может быть принята, как аргумент, ни одним независимым международным судом. Тем более что такие обстоятельства в контракте не предусматривались. И Франции придется платить по счетам. Не только валютой.

Самое главное — Париж и президент Пятой республики Франсуа Олланд продемонстрируют всему миру, что они не хозяева в своей собственной стране. Их суверенитет и независимость сегодня только лозунг, фикция, громкие слова, записанные в конституции и выбитые на Триумфальной арке на площади Шарля де Голля. За ними ничего нет — один воздух. Судьбоносные для Франции решения принимаются не в Елисейском дворце, а в Вашингтоне и Брюсселе, где всем, грубо говоря, по барабану, выгодно это Франции, ее производителям и ее народу, соответствует это ее национальным интересам или нет. На первом месте для США и НАТО стоят их собственные амбиции — стремление утвердить себя, как единственный мировой центр силы, и желание несогласных с такой постановкой вопроса так или иначе наказать. А для этого подобные «жертвы», как авторитет одной их крупнейших европейских держав, ничего не значат.

События вокруг УДК «Мистраль» волей-неволей вышли за пределы российско-французских отношений. Уже почему-то стало неважно, получит Москва оплаченный ею заказ или нет, потребует с Парижа штраф и неустойку или только вернет свои деньги. Вертолетоносец, построенный для российского ВМФ, вдруг стал сегодня тестом на французский суверенитет и независимость. Думается, основатель Пятой республики, великий сын Франции генерал Шарль де Голль, который, кстати, отказался от участия в военной организации Североатлантического альянса, чтобы ни при каких обстоятельствах не жертвовать свободой выбора и независимостью своей страны, наверное ворочается сейчас в гробу от той ситуации, в которую загнал свою страну нынешний глава Елисейского дворца.

Но тут ничего не поделаешь.

Не каждый президент Франции может дотянуться до уровня генерала де Голля.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
Россия; 
Мистраль; 
внешняя политика; 
геополитика; 

читайте также
Руководитель Центра политического анализа Павел Данилин примет участие в круглом столе про семейные ценности
Риск войны есть всегда
Коммунисты после Зюганова
Единственный европеец
Собака лает, а караван идет