Медиа будущего. Как роботы заменят репортёров

14 июля 2015 / 11:39

Карельский политолог Олег Реут продолжает цикл статей о развитии средств массовой коммуникации. На очереди — проблема финансирования региональных СМИ

Коллега, настоящий журналист, просматривает список мероприятий, запланированных Федеральной целевой программой «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года» и видя пункт «Модернизация и реконструкция открытого акционерного общества „Кондопога“», спрашивает: «Кому нужны дополнительные 750 тысяч тонн газетной бумаги?»

Начинаешь объяснять, что наверняка это — часть такого пакетного соглашения, когда АФК «Система» принуждается скупать в Карелии комбинаты и гостиницы, а за это получает «дивиденды» вне сферы хозяйственно-экономической деятельности. Но разговор, конечно, не о ФЦП, а о том, какими будут медиа будущего.

Уже сегодня очевидно, что двумя критериями, по которым можно будет определить, встроилось ли конкретное медиа в современный мир — это визуализация и интерактивность. Если раньше публика исключительно потребляла информацию, то теперь она её активно производит. Если традиционные медиа так и не смогут предложить этого своим читателям, то они последовательно вымрут как мамонты. Просмотрите, пожалуйста, новостной иллюстративный контент любой интернет-газеты. Почти не осталось фотографий редакционного фотографа. Сама аудитория зафиксировала на свои цифровые гаджеты фото- и видео-истории и активно продемонстрировала готовность ими поделиться.

Без сомнений, на этом фоне сильно меняется роль журналиста. Теперь журналисту высочайшую конкуренцию составляет огромное количество непрофессионалов (даже неутомимые и вездесущие камеры видеонаблюдения). Он, как и продвинутые пользователи в соцсетях, должен быть мобильным и конвергентным: по пути снимать, монтировать, записывать звук, оцифровывать его и выкладывать в интернет любым доступным способом. Но совсем скоро с журналистами начнут конкурировать роботы-репортёры, которых уже начали использовать редакции по ту сторону санкций.

Пока эти разработки существуют в виде компьютерных программ и сервисов, которые могут автоматически генерировать и публиковать оперативные сообщения, к примеру, про спорт. Считается, что пока робот не может спросить о чём-то главного тренера, узнать, какие чувства испытывал футболист, который забил или пропустил гол, но простую новостную текстовку для информагентства он уже пишет.

Вот вам пример того, что называется Narrative Science в спортивной журналистике: «Суперкубок России-2015. Петербургский „Зенит“ и московский „Локомотив“. Открытие нового футбольного сезона… Счёт на 28-й минуте открыл Умар Ньяссе. На протяжении большей части основного времени „Локомотив“ удерживал преимущество, однако на 83-й минуте Игорь Смольников сравнял счёт. Основное и дополнительное время закончилось со счетом 1:1. Петербуржцы одержали победу над московским „Локомотивом“ по пенальти со счетом 4:2… Замены… Статистика матча».

Да, теперь спортивные новости может писать робот. Кстати, скорее всего, спрашивать главного тренера на послематчевой пресс-конференции для него не должно сосставлять большого труда. Ответ записывается и оперативно скидывается редактору сайта, а тот перед его выкладываем краем глаза просмотрит и краем уха прослушает. Механизм же работы следующий: робот следит за матчем, сам генерирует цифры и затем методично подставляет их в заранее придуманные несложные, но постоянно развивающиеся фразы и словосочетания из базы данных. Такой робот не болеет, не уходит в отпуск, не раздражается по поводу сварливого начальства и более того — ему не надо платить зарплату и гонорары.

Пока роботы хорошо пишут только про спорт. С политикой им ещё сложно справляться. Но это вопрос времени. С другой стороны, первый этап политизации того же спорта начинается с его медиатизации. Спорт высоких достижений сплавляется с медийной развлекательной культурой, отходя от первоначальных идеалов честного соревнования и сближаясь с миром глобальной индустрии развлечений, коммерческой рекламы и поп-культуры, избегающим обременения ценностями. Побочным продуктом становится замещение политики карнавальными действиями, неотъемлемой частью которых оказываются и спортивные события. Слияние спорта и политики имеет ещё одно важное измерение, которое описывает присущую политическому тенденцию выходить за рамки собственной сферы, распространяясь по всей социальной ткани и теряя в процессе свои нормативные принципы. Спортивные и околоспортивные дискурсы преодолевают пределы стадионов и атлетических арен, приписывая спортивным достижениям и поражениям более широкие и замкнутые на политические идентичности смыслы.

Да, журналистика, конечно, не ограничивается новостями. Но надо понимать, как инновации изменят профессию в будущем. Развитие медиатехнологий потребует от журналиста другой квалификации — ему больше не нужно будет информировать, от него потребуются способности критически анализировать, оценивать, продюсировать. У журналиста появится больше модераторских и режиссерских функций, чем у его предшественников.


тэги
медиа; 
спорт; 
СМИ; 

читайте также
Светлана Алексиевич как диагноз гражданской невменяемости
В США скончался экс-глава американского телеканала Fox News Роджер Айлз
Рост аудитории интернета в России затормозился
Новое об УЖК
Шалтай, который разболтал