В подмосковном Жуковском 25 августа открывается двенадцатый Международный авиакосмический салон МАКС-2015
Он закроется 30 августа, и в его работе примут участие сотни российских и зарубежных оборонных предприятий и фирм. И хотя, как заявил на пресс-конференции в ТАСС заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» по внешнеэкономической деятельности Дмитрий Шугаев, количество западных военных компаний, которые примут участие в выставке, сократилось из-за санкций, их представительство все же будет значительным. Как сообщил Шугаев, «национальные экспозиции представят Франция, США, Белоруссия, Швеция, Бельгия, Иран, Чехия. Самая крупная — это Франция, 24 компании будет представлено. Америку представят шесть компаний».
Санкции не для всех
А среди фирм свои экспозиции предложат специалистам и зрителям такие гиганты авиакосмической промышленности, как «Эрбас» (Airbus), «Боинг» (Boeing), «Пратт энд Уитни» (Pratt&Whitney), «Сафран» (Safran), «Роллс-Ройс» (Rolls-Royce), которые, несмотря ни на что, продолжают сотрудничество с отечественным ОПК и полностью сохранили объем своего участия в выставке. А на место ушедших компаний из Украины и Израиля пришли представители Китая, которые увеличили свою экспозицию по сравнению с 2013 годом в три раза, а еще промышленники и бизнесмены Турции, Южной Африки и других стран.
Среди зарубежных участников в Жуковском будет более 30 стран и 156 экспонентов. Что, хотят об этом слушать за океаном (или не хотят), станет еще одним доказательством того, что самонадеянные и высокомерные заявления неких американских лидеров и поддакивающей им западной прессы о том, что «Россия полностью изолирована», не выдерживают никакой критики и абсолютно не соответствуют реальной действительности. Но бог им судья.
Жуковский, конечно же, представит на своих выставочных площадках всю богатейшую линейку российских авиационных и космических систем и комплексов. По сообщению организаторов салона, только летательных аппаратов там будет больше двухсот. Специалисты и зрители обязательно увидят наши многофункциональные истребители, в том числе и опытный самолет пятого поколения Т-50, фронтовые бомбардировщики и штурмовики с маркой «Су» и «МиГ» на фюзеляже, палубные самолеты, дальние и стратегические модернизированные бомбардировщики Ту-22 М³, Ту-95 МС и Ту-160, военно-транспортные Ил-76 МД различных модификаций, воздушные топливозаправщики, самолеты дальней радиолокационной разведки и наведения А-50, учебно-боевые Як-130, спортивные и исторические летательные аппараты, беспилотники, вертолеты самых разных предназначений и марок, знаменитые зенитно-ракетные комплексы С-300 и С-400, да и сами зенитные ракеты, зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1», противотанковые управляемые комплексы, системы береговой обороны, ракетные и авиационные двигатели, радиолокаторы, космические аппараты и даже трехметровый макет первой частной легкой ракеты-носителя «Таймыр»… Всего не перечислить.
МАКС славится тем, что на нем можно встретить и, что называется, потрогать собственными руками все то, чем наша страна постоянно удивляет самых искушенных специалистов в области авиации и космоса, и что составляло и всегда будет составлять гордость отечественной оборонной промышленности, ее армии и флота. Воздушного, космического и военно-морского. И, не забудем, что это, заставляет умерить агрессивный пыл некоторых зарубежных недоброжелателей.
Сюрпризы в небе и на земле
Авиасалон в Жуковском всегда славился своими сюрпризами. Будут они, естественно, и сейчас. Обо всех рассказать невозможно, выделим только один, точнее два — это пара самолетов Великой Отечественной войны Douglas С-47 («Дуглас» Си-47), созданных в далеком 1942 году и выполнивших перед прибытием на салон перелет по маршруту «Аляска-Сибирь-2015». По нему в годы войны США поставляли нам по ленд-лизу самолеты и другую боевую технику и имущество. Интересно, что вели эти самолеты, купленные у американцев, наши летчики-испытатели 1-го класса Валентин Лавреньев и Александр Рябинин. Механиками у них были граждане США. И начав свой путь из аэропорта Грейт-Форс (штат Монтана), они пролетели до Подмосковья через Канаду, Аляску, Чукотку, Якутию, Восточную и Западную Сибирь, Урал и половину Центральной России более 6,5 тысяч километров. При этом, как и в сороковые годы прошлого века, на «Дугласах» не было оборудования для обогрева кабины, антиобледенителей, средств навигации и радиолокации. Но, если наши пилоты преодолели этот путь летом, то в те годы летали и зимой, и осенью. И если самолет вдруг приземлялся где-то в тайге или якутских горах, то он и его экипаж были обречены.
Сегодня мало кто знает, что за годы войны по маршруту Аляска-Сибирь на фронт было доставлено 7926 самолетов. Советский Союз потерял на этом маршруте 44 летательных аппарата и 115 членов экипажа. Американцы — 133 самолета и около 150 летчиков. Слово «около» тут не случайно. Пропавших без вести на трассах ленд-лиза ищут до сих пор.
Еще одно дополнение к теме. После окончания работы МАКСа-2015, об этом рассказывал ТАСС своим подписчикам, оба «Дугласа», на бортах которых выписаны имена летчика-космонавта Алексея Леонова и маршала авиации Евгения Логинова, будут безвозмездно переданы в Музей Вооруженных сил России и займут свое место в его филиале в парке «Патриот» на аэродроме в Кубинке.
Не знаю, кому как, но, на взгляд автора, конечно, главным сюрпризом МАКСа-2015 будет великолепная летная программа. В небе над ЛИИ имени Громова в Жуковском будут летать все — «Дугласы», ПАК ФА, новенький Ил-76 МД-90А, истребители, бомбардировщики и штурмовики строя, вертолеты — боевые, военно-транспортные, десантные, морские, пожарные и учебные, стратеги и «изюминка» любой авиационной выставки — пилотажные группы российских ВВС «Русские витязи», «Соколы России», «Стрижи», «Крылья Тавриды» и на вертолетах Ми-28Н «Беркуты». Многие люди приезжают на МАКС, чтобы еще и еще раз полюбоваться теми фигурами высшего пилотажа, которые умеют крутить в подмосковном небе наши кудесники воздушной акробатики. Коллеги, которые пару месяцев назад вернулись с аналогичного авиасалона в Ле Бурже под Парижем, говорили мне, что он в этом году был на редкость скучным — в воздухе не было ни американцев (проигнорировали), ни наших (не позвали). Разочарование полное.
Напоминание о прошедшем с 15 по 21 июня авиасалоне в Ле Бурже невольно натолкнуло на сравнение нашей авиакосмической выставки в Жуковском с крупнейшими авиационными и оружейными салонами мира. Мне повезло — за свою журналистскую биографию пришлось поработать практически и на всех предыдущих одиннадцати МАКСах, и в Ле Бурже, и на Фарнборо под Лондоном, и в Йоханнесбурге в Южной Африке, в Дубае и Абу-Даби на юге Аравийского полуострова, в Куала-Лумпуре и на Лангкави в Малайзии, в Нью-Дели и Бангалоре, в Рио-де-Жанейро, чилийском Сантьяго и в перуанской Лиме… Могу, что называется, сопоставить. И должен сразу сказать, что ни одна из перечисленных выставок не сравнится с нашим салоном по насыщенности, эффективности и зрелищности пилотажной программы. Даже в отсутствии обычно посещаемых МАКС пилотажников из Франции Patrouille de France, летающих на истребителях Dassault/Dornier Alpha Jet, и итальянцев Frecce Tricolori на легких Aermacchi MB-339.
Конечно, это выглядит завораживающе, когда над твоей головой, в каких-то десятках метров почти бесшумно проплывает, как огромный воздушный кит, плавно покачивая крыльями бело-голубой «Боинг-787» или такой же необъятный «Аэробус-380», что можно увидеть в Ле Бурже. Но только у нас в Жуковском удасться полюбоваться «коброй Пугачева», которую на Су-30 поднимет свечой в небесный зенит летчик-испытатель фирмы «Сухой» Сергей Богдан, застывая там на мгновенье, а потом, медленно сползая с выключенными двигателями на хвосте истребителя по вычерченной в голубизне траектории вниз, вдруг опрокидывается через голову навзничь и, словно подхваченный ветром, уходит по глиссаде на новый финт. Или вот это — как его товарищ летчик-испытатель «Сухого» Юрий Ващук крутит свой истребитель в горизонтальной проекции вокруг своей оси на одном месте. Ощущение такое, что это осенний лист танцует вальс в прозрачном от синевы воздухе. А ты, человек с двумя дипломами о высшем образовании, никак не можешь понять, почему законы физики и всемирного тяготения позволяют делать это летчику и машине, которая весит тридцать с лишним тонн?!
Учить и учиться
Но не только неповторимой программой высшего пилотажа отличается салон в Жуковском. Только здесь можно увидеть почти все, чем богата наша авиационная, космическая, двигательная, боеприпасная промышленность, предприятия ПРО и ПВО, радиоэлектронной борьбы и компьютерных систем управления… За границу все экспонаты не вывезешь. И дорого, и не всегда там хотят видеть то, что превосходит их продукцию по многим компонентам. И промышленность, простите за каламбур, по максимуму пользуется представленной на МАКСе возможностью. Несмотря даже на то, что и на площадях ЛИИ имени Громова выставочные площади стоят немало, почти столько же, как где-нибудь в Фарнборо.
Но игра стоит свеч — столько специалистов, а еще возможных потребителей продукции российской «оборонки», как здесь, нигде не бывает. А еще только здесь ты, журналист, пишущий на военные темы, можешь встретить всю элиту оборонно-промышленного комплекса. И не только на пресс-конференциях, которых бывает очень много, но и на стенде, в шале. Можешь поговорить с выдающимися отечественными инженерами и конструкторами о путях развития отечественной авиации, радиолокации, ракетного дела. И тебе, если ты никогда никого из этих людей не подводил своими заметками, расскажут многое из того, что не раз и не два поможет уверено ориентироваться в самых сложных военных темах. Ни на одной зарубежной выставке такого количества таких интересных личностей не бывает. И это тоже факт «салонной биографии» Жуковского.
Правда, известен МАКС в журналистской среде и тем, что в день, когда его посещает первое лицо, работать представителям пишущей братии очень сложно. Перекрываются входы и выходы в выставочные павильоны, не попасть даже в пресс-центр, который почему-то военно-промышленная комиссия при правительстве вдруг захотела использовать его для своего заседания… Ни на одной зарубежной выставке ты не заметишь, что на ней присутствует государственный лидер, если, конечно, не встретишься с ним и с сопровождающими его лицами где-то на переходе от одного павильона к другому или возле какого-то интересного экспоната. По обилию фото и телекамер, толпе коллег, буквально облепляющих вип-персон, сразу поймешь, туда пока не надо ходить. Там сейчас не до тебя.
Проигрывает пока МАКС другим салонам и по транспортной доступности, хотя за последние годы сделано для этого немало, и по части организации нормальной работы журналистов. Не будем вспоминать, что в Дубае и Абу-Даби коллег не только бесплатно поят кофе, чаем и водой, но и кормят — все-таки «богатенькие буратины», могут себе позволить такую роскошь. Правда, чай, кофе и воду за так можно попить и в Ле Бурже, и в Бангалоре, и даже в Лиме. Но мы, пишущая и снимающая братия, — не бедные, можем сами себе купить, что надо, речь не об этом. Просто там всегда к услугам журналистов красочные ежедневные новости от самого салона, от фирм, от предприятий. Тебя просто закидывают информацией. В Жуковском все тоже сейчас появилось, но почему-то не в таком масштабе. Почему-то считается, что журналисты — далеко не главные люди на салоне.
Наверное, и действительно это так. Но кто, если не пишущая и снимающая публика расскажет о том, что знают и чем гордятся люди, заинтересованные в продвижении своей продукции в армию и на мировые оружейные рынки. Кто, если не коллеги, могут зацепить на крючок интереса потенциального покупателя, партнера, бизнесмена, правительственную и военную структуру, готовую выложить деньги за распиаренное «железо», которое по своим тактико-техническим, да и, чего греха таить, эстетическим качествам превосходит аналогичную продукцию конкурента. К сожалению, эти банальные истины очень медленно доходят и до некоторых организаторов отечественных оружейных выставок (конечно же, не только в Жуковском), и до руководителей и пресс-секретарей некоторых оборонных фирм.
Сегодня многие структуры научились, как говорится, продвигать в общественные массы свой высокий потенциал и имидж. Чего только стоят проведенные недавно министерством обороны международный военно-технический форум «Армия-2015» и «Армейские международные игры-2015»?! Не собираюсь никому делать комплименты, но то, как они были организованы, какая блестящая и эффективная работа была проведена теми людьми, которые их подготовили, которые вложили в нее весь свой неисчерпаемый креативный талант и умение превратить деловое на первый взгляд мероприятие в эффектное всеармейское шоу, сочетающее в себе высочайшее ратное мастерство небольших воинских коллективов, их потенциальные боевые возможности, рекламу самой современной российской военной техники и благородный облик мужественных, сильных и умелых «вежливых людей», защитников национальных интересов своей страны — этому, на мой взгляд, стоит поучиться. И такое умозаключение, по мнению автора, относится не только к авиасалону в Жуковском.