Рецензия на американское издание книги Джеффа Спека "Город для пешехода" (2012), вышедшей в Москве в 2015 году к открытию очередной сессии Московского урбанистического форума
Новую книгу Джеффа Спека "Город для пешеходов" стоит прочесть уже только из-за редкого остроумия. Автор перемежает большой объем информации известным числом интересных примеров из своей успешной карьеры дизайнера городского ландшафта (который включает четырехлетний опыт управления государственным фондом Департамента дизайна и искусств). На всех 260 страницах Спек сохраняет одновременно напористый и не терпящий возражений тон. Не часто встречаются люди, которые способны развернуть столь увлекательную дискуссию о проблемах парковки, но у Спека это отлично получается.
"Город для пешехода" начинается с главной теории Спека - о пешеходности, в которой автор дает предварительный обзор всем тем проблемам, с которыми сталкивается градостроительство на сегодняшний день. Глубокое понимание автором темы с каждой страницей становится все более очевидным, и к тому времени, как вы переходите к самой содержательной части – детализированному описанию 10 шагов в сторону городской пешеходного города – коммуникация между автором и читателем уже установлена. Прочитав всего одну пятую часть книги, у читателя не остается ни малейшего шанса остаться равнодушным к затронутым проблемам.
"Город для пешехода", тем не менее, отнюдь не очередная популярная книга об американских городах. Сам Спек говорит об этом в предисловии, аргументируя свое высказывание тем, что "такая книга никому не нужна, как и интеллектуальная революция". Подобное утверждение показалось мне довольно странным, и мысль о нем крутилась в моей голове все то время, пока я читал, несмотря на то, что чтение было невероятно увлекательным. "За три десятка лет (если не за четыре) мы поняли, каким образом сделать города пригодными для жилья, но как-то не смогли наладить это дело", - так поясняет сам Спек.
Это "мы" весьма поучительно: книга на первый взгляд рассчитана на массовую аудиторию, но у меня возникло чувство, будто я был частью церковного хора, который молится с настежь открытыми дверями. Несмотря на то, что эта книга очень понятна и доступна, "Город для пешеходов" вызывает особое чувство, на которое, возможно, сам автор и не рассчитывал. Погруженность в детали городской инфраструктуры предполагает вне всяких сомнений наличие у читателя знаний и доступа к нужным ресурсам, чтобы действовать согласно тому, о чем написано в книге. Но у многих читателей (или же у большинства, ведь книга рассчитана на массовый сегмент) таких знаний и ресурсов нет.
В самом деле, автор книги о городе для пешеходов, кажется, гораздо более озабочен автомобилями и домами, чем людьми. "Америка наконец вступит в "урбанистическое столетие", но не за счет пары исключений", - пишет Спек в предисловии, "а за счет совместных усилий изменить к лучшему то, что объединяет горожан – передвижение по городу пешком". Тем не менее, в начале раздела под названием "Полезная прогулка", он пишет, что «автомобили являются источником жизненной силы американского города». Означает ли это, что совместные усилия автолюбителей создадут лучшие условия для пешеходов?
Конечно нет. Люди являются источником жизни города, и если мы хотим улучшить городскую пешеходную инфраструктуру, мы должны показать людям не только почему важна пешеходность, но и как их собственные действия и решения могут помочь в ее создании. [Следует упомянуть замечание специалиста по транспорту изPPS Гари Тота, который отметил слова из Руководства по организации транспортного движения от 1984 года, включённые туда по инициативе Американской Ассоциации городского транспорта: "... создание необходимых условий для пешеходов – задача не из легких. Тем не менее, это должно быть сделано, потому что пешеходы являются источником жизни наших городов..."]
Однако "узкие специалисты", как довольно недвусмысленно выражается Спек, "это враги города, потому как город по определению является делом общим". Тем не менее, городские планировщики, кажется, не особенно-то прислушиваются к своим собственным советам. А если бы и прислушивались, то, возможно, у читателей была бы возможность прочесть и пятую главу книги, где помимо "Общей теории пешеходности", "Полезной прогулки", "Комфортной прогулки", "Интересной прогулки" была бы еще и глава о "Продуманной прогулке".
Если мы собираемся поддержать идею о "городе для пешеходов" в США, нам нужны люди на ключевых позициях, которые могли бы думать иначе о преимуществах передвижения пешком, а не на машине; о здравоохранении; о времени, которое можно будет больше уделять семье; о сниженных транспортных расходах; о расширении сети социальных контактов; об осознании важности чувства общности. Если вы всю жизнь прожили там, где передвигаются в основном на машинах (как и большинство американцев), идея о городской пешеходности может показаться вам совсем чуждой. Высказывание о том, что сегодня в интеллектуальной революции нет необходимости, предполагает, что каждый из нас уже совершил ее. Что мы все вместе уже прочли эту книгу, однако это не так.
Для тех из нас, кто уже выступает за более проходимую пешком структуру городской сети, «Город для пешеходов» предлагает множество фактов и цифр, которыми мы можем вооружиться. Также мы должны продолжать напоминать о проблеме, чтобы о ней знал и понимал более широкий круг горожан. Ведь мы движемся в правильном направлении, но все еще находимся в пути.
Перевод с английского Анастасии Друтько