Публицист Антон Котенев — о том, почему недовольные новыми тарифами таксисты не найдут понимания ни у мэрии, ни у простых москвичей
Недавно одно из облачных приложений для заказа такси ввело новую тарифную сетку, в соответствии с которой минимальная цена поездки составляет 99 рублей. У некоторых таксистов это вызвало чувство ярости. Они объявили забастовку и собираются идти за справедливостью в департамент транспорта города Москвы. Чуть ранее таксисты уже пытались перекрыть одну из московских улиц. Впрочем, безуспешно.
Интересно, на что рассчитывают эти «работяги», поддержанные профсоюзными боссами и отраслевыми лоббистами? Видимо, простой народ должен поддержать требования стачечного комитета и вместе с водилами пойти на Тверскую, 13 с транспортами: «Долой конкуренцию! Повысьте нам цены! Хотим ездить дорого! Хотим платить больше!».
Конечно, этого не произойдет. На ламентации извозчиков москвичи смотрят со смесью жалости и недоумения. Более того, в департаменте транспорта уже заявили, что даже если разговор состоится, «единые тарифы» никто даже не планирует обсуждать.
Зачем это московскому правительству, которое столько сил положило на то, чтобы отучить столичных жителей от личного автотранспорта, пересадив на метро и на такси? Доступное такси всегда упоминается в качестве одного из ключевых достижений московской транспортной политики, а в перспективе стоимость таксомоторных услуг вообще не должна в значимой мере превышать стоимость проезда общественным транспортом.
Это, кстати, далеко не первый демарш московских таксистов. Год назад они вообще требовали запретить мобильные приложения, рассказывая чиновникам небылицы о нелицензированных водителях азиатского происхождения, только и думающих о том, как угробить клиента. Uber они называют не иначе как «международным преступным сообществом», а москвичей, садящихся в машину к «бомбилам», предлагают штрафовать.
Таксисты — это типичная средневековая корпорация, своего рода «цех», защищающий своих и клавший с прибором на интересы потребителя. И владельцы таксопарков, и бомбилы и даже водители, сотрудничающие с приложениями, считают себя особой кастой, чуть ли не аристократией.
Многие из них, не моргнув глазом, могут попросить вас пересесть с заднего места на переднее, потому что сидеть на заднем кресле — это слишком по-барски. «Выйди и зайди нормально», — говорит тебе бомбила, который и так везет тебя втридорога только из-за того, что метро закрылось, а у тебя разрядился мобильный телефон.
Технический прогресс делает существование цеха бессмысленным, но его члены не намерены сдаваться. Они хотят сохранить свою ренту несмотря ни на что и идут за этим на поклон к государству, чтобы оно сделало нам всем немного хуже, а им обеспечило возможность «всегда чай пить». Слава Богу, у нас в стране не сложилось таких традиций корпоративной солидарности, как во Франции или в Италии, где патенты передаются по наследству, а клиентов «Убера» вытаскивают из машин и избивают.
Таксисты, которым не нравятся низкие тарифы, могут просто отказаться от сотрудничества с сервисом и устроиться на работу в «олдскульную» службу заказа такси на зарплату. Или податься в «бомбилы». Или найти еще какое-нибудь применение своему уникальному таланту крутить баранку.
Только вот прощаться с сервисом никто не торопится. И можно понять почему. Даже при таких «демпинговых» ценах доход водителя все равно не опускается ниже среднего по рынку. Что такое «99 рублей»? Это же обычный маркетинговый ход, броский рекламный трюк. «Макдоналдс» же не разоряется, когда во время рекламных акций предлагает второй гамбургер бесплатно. Вот и таксисты не разорятся. Никто не ездит в такси по 10 минут.
Вместе с тем глупо спорить, что некоторым таксистам часто приходится нелегко. Некоторые из них работают гораздо больше 8 часов в день и заслуживают человеческого отношения. Для этого был изобретен замечательный институт — чаевые. Официант в «Шоколаднице» не жалуется, что его зарплата — 5 тысяч рублей (это правда). Он просто старается быть няшкой и зарабатывает свои 30 тысяч «чая» в месяц. Вот и таксистам нужно думать в том же ключе.