В Москве арестовали издателя журналов "Профиль" и "Компания" Евгения Фельдмана. Он подозревается в вымогательстве 200 тысяч долларов у компании "Сумма" Зиявудина Магомедова
Якобы в случае отказа обещал очернить компанию в своих журналах, выпустив серию разгромных статей. Говорят, для Фельдмана это вообще был основной способ заработка: либо брал деньги за размещение негатива у конкурентов, либо за снятие публикации — у жертвы. Такая вот бизнес-модель.
Примерно в то же время в Саратове издательский холдинг "Волга-медиа" ("КП-Саратов", "АИФ-Саратов" и множество других региональных изданий) пригрозил компании "Русгидро" опубликовать на них страшный компромат, если те немедленно не заплатят 50 тысяч рублей и не заключат с холдингом рекламный контракт. Люди из "Русгидро" пожаловались в полицию и все дальнейшие переговоры вели уже обвешавшись жучками и под контролем оперативников.
Все эти эпизоды можно было бы счесть смешными, если бы они не проливали свет на норму современных медиа. Есть масса свидетельств того, что по такой схеме работают очень многие издания. Именно поэтому и Фельдман, и люди из Саратова даже подумать не могли, что на них пожалуются в полицию. Как же так? Разве угрозы и вымогательство не краеугольный камень медиа-бизнеса? А как вообще вы предлагаете СМИ зарабатывать деньги?
Может быть, торговать газетами и журналами в киосках "Союзпечати"? Распространять их через каталог по подписке? Публиковать огромные рекламные баннеры?
На рекламе СМИ сегодня заработать не могут. Ну, есть ещё государственные или спонсорские деньги для пропагандистских или просто важных в имиджевом плане изданий.
А во всех остальных случаях система именно такая, как в Саратове и у Фельдмана. Публиковать джинсу, компромат и методично собирать с предпринимателей денежки за попадание в стоп-лист. До тех пор пока конкуренты не заплатят больше. Тут в точности как с бандитизмом ельцинских лет: крыша, рэкет — вот это всё.
Но есть и хорошие новости. Мы часто слышим о том, что слова ничего не значат, что политика никого не интересует, что общества не существует. Апатия, атомизация, дебилизация, постправда, фейковые новости и альтернативные факты.
Но ведь такие криминальные истории из жизни медиа-бизнеса убедительно показывают: дело обстоит не совсем так. Пока находятся люди, которые готовы платить деньги за то, чтобы про них не публиковали "разгромную статью", пока целая индустрия живёт за счёт этого страха, за общество можно быть спокойным. Слова всё ещё кое-что значат.