Порой очень трудно отличить в интернете правду от лжи
В проведенном в 2023 году АНО «Диалог» исследовании обычные граждане уверяли в 2/3 случаев (67%), что способны отличить достоверную информацию от недостоверной. При этом, в результате тестирования на предмет наличия базовых компетенций по верификации фейков только 52% экспертов и аналитиков из опрошенных по специальной выборке смогли справиться с заданием, отличив фейк от реальной информации.
Центр политического анализа и социальных исследований продолжает публикацию просветительского курса лекций политолога, доцента Финансового Университета при Правительстве России Павла Данилина.
Курс разработан в рамках реализации проекта «Противодействие деструктивным информационным воздействиям на сознание современной молодежи», признанного победителем конкурса грантов Мэра Москвы для социально ориентированных некоммерческих организаций в 2023 году.
25 марта 2018 года загорелся торговый центр «Зимняя вишня» в Кемерово. В результате страшного пожара погибли 60 человек, из них 37 детей, 79 человек пострадало. Трагедия «Зимней вишни» всколыхнула всю страну – дети, находившиеся в кинотеатре, не смогли выбраться наружу, прервавшиеся молодые жизни. Все это ужасало и заставляло сопереживать пострадавшим и их семьям.
На фоне трагедии оживились трупоеды и создатели фейков. Известный украинский пранкер Евгений Вольнов специально обзванивал кемеровские морги и предупреждал их о поступлении «сотен трупов». Созданные в результате этих пранков аудиозаписи распространяли известные блогеры, ставшие жертвами информационной провокации, и, в свою очередь, сделавшие жертвами информационных вбросов десятки миллионов своих читателей. Слухи о более, чем 400 трупов в Зимней Вишне стремительно распространялись по соцсетям, несмотря на все попытки кемеровских пожарных и работников моргов опровергнуть эту ложь.
Хайп, просмотры, дешевая популярность – все это позволило блогерам проигнорировать очевидные сигналы о том, что они распространяют фейки. И, соответственно, ввести в заблуждение своих подписчиков. Кто-то делал это неосознанно, в погоне за славой. А кто-то, кстати, действовал в унисон с украинским провокатором Евгением Вольновым совсем не просто так. Игра на чувствах людей, провокации, использование горячих тем, спекуляции на горе – все это заставляет задуматься, когда открываешь браузер, чтобы узнать последние новости.
Конечно же, ситуация лишь усугубилась в ходе борьбы с коронавирусом, а затем и в ходе специальной военной операции. Чем более значимая для общества затрагивается тема, тем больше вокруг нее «хайпа» и попыток обрести популярность – особенно с учетом того, что сегодня определение «дешевая» не имеет никакого отношения к термину «популярность» - просмотры, подписчики, лайки и репосты – все это на определенном уровне конвертируется в деньги.
Проблема информационной гигиены обострилась в последние годы по большей части с появлением огромного объема новых производителей медиаконтента. Если до распространения интернета и соцсетей с платформами для блогов производство содержания для трансляции через СМИ было ограничено как правило профессионалами – журналистами и редакциями, то теперь контента может стать любой, даже информационно и лингвистически малограмотный. Это приводит к появлению огромного объема информационных сообщений, сливающихся в шум.
«Он купается в информации как рыба в воде»... Можно ли было так сказать в середине ХХ века о профессионалах журналистики и аналитики? Конечно, можно. В конце ХХ века? Да, но уже с большим трудом. В начале ХХI века? Пожалуй, только в том, что касалось профессиональных интересов журналиста или аналитика, да и только. А что же сегодня?
Сегодня - могу это утверждать с гарантией - нет ни одного человека, способного «купаться в информации», и чувствовать себя в ней как рыба в воде. Информации слишком много. Даже по той теме, которая относится к твоим профессиональным компетенциям, полностью погрузиться в информационный поток невозможно. Слишком много источников, слишком много сообщений, слишком много различной информации.
Что уж говорить о таком вопросе, как СВО? Можно ли плавать в информации об СВО как рыба в воде? Конечно нет. Количество, да и качество информации таково, что купаться в ней - это все равно, что тонуть тому, кто не умеет плавать. Даже если вам кажется, что вы умеете плавать. Даже если еще 15 лет назад вы прекрасно плавали... В конец концов, вы прыгаете, как полагаете, в чистую воду, а оказываетесь в грязном мазуте – попробуй тут поплавай!
Даже те, кто занимается профессиональным анализом медиа - сегодня дезориентированы. Основная причина заключается в том, что люди не способны впитать в свой мозг и десятой части информации, которую мы получаем. Не то, что оценить эту информацию, но хотя бы просто прочитать, не анализируя! Ведь, раньше было ограниченное число источников (газет, журналов). Сегодня количество источников не ограничено ничем. И даже профильных источников стало так много, что число сообщений, которые вы получаете, превосходят ваши возможности анализа. И это я не говорю об информации на других языках, доступность которой также стала в последние годы чуть ли не абсолютной.
Трагедией для потребителей информации становится также то, что помимо огромного количества СМИ, появились соцсети с блогерами – влиятельными и не очень, профессионалами и не очень, умными и не очень. Но как бы там ни было, соцсети стали неотъемлемым ландшафтом для получения и передачи информации. Увы. Параллельно с набором значимости, феномен соцсетей уничтожает наше сознание. Ведь нам, читателям блогов и блогеров, кажется, что мы получаем много информации. Причем, информации, как нам опять же кажется, объективной и из первых рук. Но на самом деле, мы перегружаем мозг, оставляя в нем то, что больше всего ложится на корку. А что это? Обычно, максимальный негатив, то, что вызывает максимальные эмоции и берет за душу.
На своем примере профессионального медиааналитика, поясню, что происходит и почему. В 2000 году, работая в информагентстве, в день я читал около 100 профильных сообщений (активность политических авторов в России) и около 300 непрофильных, создающих картину дня. Этого мне хватало, чтобы проводить компетентный анализ, не перегружать мозг, и быть способным вытащить из памяти события в краткосрочном и долгосрочном информационном тренде, сопоставив их с текущими событиями. Моими обязательными источниками были четыре главных информагентства страны (РБК, ТАСС, Интерфакс и РИА «Новости») и спорадическое прочтение новостей из Reuters, Associated Press, AFP и Washington Post. Также у меня оставалось время на прочтение художественной литературы в объеме 2-3 книг в неделю.
Через 10 лет я уже был вынужден читать 300 профильных сообщений (о внутренней политике в России) и не более 100 непрофильных, создающих картину дня. Сюда же добавились сообщения известных политических блогеров в объеме около 100-150 сообщений в сутки. Как видим, число сообщений по моему профилю выросло за это время в три раза минимум. И, понятное дело, в еще большем объеме выросли сообщения, создающие картину дня, но у меня уже не было возможности читать такой объем, поэтому пришлось пожертвовать непрофильным направлением, чтобы сохранять профессиональный уровень, даже в ущерб пониманию общей картины.
Сегодня я читаю порядка 500-600 непрофильных сообщений и примерно столько же профильных. То есть, объем поглощаемой мной информации увеличился вдвое по сравнению с 2010 годом и вчетверо – по сравнению с 2000 годом. А возможности мозга – отнюдь не растут по экспоненте. При этом, я ввел четкое ограничение на количество источников, из которых беру информацию, что и позволило мне оперировать объемом в 1000 информационных сообщений ежедневно. Получаемая информация удерживается в голове с трудом, при этом возможности оперирования прочитанной информации резко сократились, а уходящая в утиль, бесполезная информация, напротив, резко выросла. Таким образом, качество анализа информации снижается из-за расширения числа входящих сообщений, также страдает и качество обработки информации.
Отмечу, что я занимаюсь анализом информации всю жизнь. Я могу абстрагироваться от качества информации, от ее остроты, от «горячей подачи». Может ли это сделать обычный читатель? Вопрос риторический.
Резюмирую: сегодняшний поток информации настолько плотный и быстрый, что справиться с ним не сможет даже профессионал в медиа. Что уж говорит об обычных людях, не обучавшихся анализу огромных объемов информации. Сам по себе этот поток в существенной части мусор. Но этим «мусором» успешно пользуются. И для создания впечатления объективности, наличия различных точек зрения, западное общество специально погружают в информационное пространство «фактов», превращая сознание обывателя в «фактоориентированное». За счет постоянного, непрерывного и лавинообразного потока фактов сознание человека перегружают информацией и делают непригодным как для анализа, так и для критического восприятия реальности, параллельно создавая у человека ощущение, что он уверенно потребляет информационный поток и контролирует свою способность делать выводы из полученной информации.
Клиповое сознание и фактоориентированное мышление как будто созданы для управления посредством медиа. Правильный подбор фактов, апелляции к рациональности и интеллекту поглощающего информацию – все это способно сделать потребителя легко манипулируемым объектом пропаганды. Смерть газет, быстрые новости, распространение интернета и соцсетей создали такой белый шум, который идеально позволяет заполнять сознание реципиента той повесткой, которая нужна контролирующим медиа игрокам. На руку им играет и отказ от аналитики, отказ от экспертизы или замена ее псевдоэкспертизой, быстрым и поверхностным обобщением.
Тем не менее, не только информфлуд – главная проблема сегодняшнего дня. Проблема также и так называемые фейк-ньюс, разрывающие поле информационных сообщений, привлекающих внимание к себе. Интернет с момента своего возникновения стал идеальной средой для распространения фейков – лживой информации. Эти фейки на каком-то этапе заполонили сеть.
И здесь мы встречаемся со второй проблемой, вызванной распространением новых медиа и платформ – проблемой фокуса доверия рецепиента к полученной информации. Доверие и информация еще не нашли необходимого баланса, как во времена традиционных СМИ – когда ясно было, где реальное авторитетное издание, а где – желтая пресса и таблоиды.
Сейчас, с одной стороны, важная и точная информация может потонуть в информационном шуме или оказаться с точки зрения реципиента ложной, тогда как фейки могут, наоборот, оказаться похожими на правду и вызвать у реципиента эмоциональный отклик вслед за доверием, и превратить рядового потребителя информации в ее распространителя – репостами, рассказами об этом родным и близким и т.п.
Автор классической работы «Сетевое общество» испанский социолог, а ныне советник G20 по вопросам кибербезопасности Мануэль Кастельс в одном из свежих интервью отмечал: «Мы должны найти способы регулирования сетей. Однако сделать это сложно как технически, так и юридически. Новым прогрессивным разработчикам придется проявить творческий подход».
В отношении ближайшего будущего эксперт Кастельс не испытывает оптимизма. Международных правил для регулирования медиаконтента в социальных сетях в частности и в интернете как таковом не существует. Каждое государство старается как может и хочет, порой руководствуясь отнюдь не интересами рядовых граждан – чего только стоит желание США запретить китайский Тик-Ток. Евросоюз разработал свое законодательство в сфере регулирования соцсетей, однако оно переполнено благими намерениями без учета эффективного инструментария для их реализации.
Многое по-прежнему зависит от того, в чьих руках находятся медиаплатформы. «Платформы социальных сетей, сконцентрированные в руках всего лишь пяти глобальных компаний, утратили свой первоначальный смысл… Эти небольшие инновационные компании росли благодаря своей технологической мощи, пока не получили беспрецедентный олигархический контроль», утверждает Кастельс. Иначе говоря, человек, который не имел никакого профессионального опыта в СМИ и жизненного опыта за плечами – такой как Марк Цукерберг – становится у руля информационной машины огромного размера. И благодаря ей какой-нибудь безграмотный блогер без какого-либо образования вдруг превращается во властителя умов международного масштаба.
И тут к управителям соцсетей пришло понимание, что, если факт девальвирован, если фейк неотличим от факта, то посредством подтверждения фактов можно управлять масс-медиа. Так появился современный западный фактчекинг. Фактчекинг этот не имеет ничего общего с настоящей проверкой фактов и с журналистикой, ничего общего не имеет с достоверностью. Это анализ избранной тематики для подтверждения значимой для организатора фактчекинга или опровержения вредной для него же информации. То есть, фактчекинг, в отличие от того же рецензирования – это избирательный подход к темам и сюжетам, волюнтаристский и откровенно ангажированный.
Нужная тема подсвечивается, ненужная - ретушируется или же произвольно дискредитируется через различные стратегии. Используются «стратегии докапывания», когда фактчекеры придираются к мелочам, затеняя главное. Снижается уровень доверия к не поддерживаемой хозяевами фактчекеров точке зрения. Выбирается какая-то незначительная и не имеющая отношения к собственно событию информация, на которую набрасываются, опровергая. Часто и сами фактчекеры лгут, особенно когда им это выгодно. Потому сегодня западный фактчекинг – это средство цензуры, постцензурирования и управления медиа и сознанием общества. И в целях информационной гигиены ни в коем случае нельзя потреблять никаких резолюций, расследований, вердиктов и прочего, выпускаемого фактчекерами. Даже если там в одном случае будет правда, в другом – вполне возможно, будет передергивание или ложь.
К счастью, существенную работу по информационной гигиене за вас уже сделало государство. Закрытие сайтов и блокировка ряда платформ – это как мыло и прочие средства гигиены в общественном туалете. Если Роскомнадзор блокирует то или иное СМИ или соцсеть, если Минюст вносит человека или организацию в список иноагентов или экстремистов, если Следственный комитет объявляет в розыск предателей и врагов, это делается не по глупой прихоти государства. Напротив, это лучшие маркеры – в информационной сфере доверять этим источникам, раз уж государство считает их вредными – нельзя.
Есть у России целый ряд стратегических документов. Среди них выделяется указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Так вот, в этих «Основах» прямо говорится, кто является врагами наших ценностей. Это глобалистские круги США и других недружественных государств, экстремисты, террористы, ТНК, и особенно владельцы мировых СМИ, пропагандисты ценностей, угрожающих сбережению народа, иностранные НКО и так далее. Соответственно, информация, исходящая из таких источников наверняка токсична и вредна.
Какой вывод из вышеназванных условий? К примеру, если государство объявило Фейсбук (запрещенная в России социальная сеть) нарушающей наше законодательство и запретило – значит, нечего там делать, тем более, что Вконтакте предоставляют ровно те же возможности.
Простые правила информационной гигиены
Чуть более сложные правила и советы
Еще более сложные правила о том, как отличать фейки и пропаганду
Советы по действиям, как проверить достоверность информации, которую вы прочитали, которая вас заинтересовала, и которой вы хотите поделиться:
Берегите себя. Берегите свой ум.