Голливуд и пропаганда. Лекция 2. Первые жертвы

24 февраля 2025 / 13:32

Именно с подачи ФБР в октябре 1947 года Комитет Палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности начал вызывать для дачи показаний представителей Голливуда – сценаристов, режиссеров, актеров и других деятелей киноиндустрии

Интересовались членством в Коммунистической партии США, связями с коммунистами, политическими убеждениями. Среди первых обвиняемых 10 человек отказались сотрудничать с комитетом, сославшись на свое конституционное право, гарантированное Первой поправкой. Их имена - Альва Бесси, Герберт Биберман, Лестер Коул, Эдвард Дмитрык, Ринг Ларднер-младший, Джон Говард Лоусон, Альберт Мальц, Сэмюэл Орниц, Адриан Скотт и Далтон Трамбо. Все эти десять человек были брошены в тюрьму. Двум дали шесть месяцев тюремного заключения, остальным – по году. Каждого из них приговорили к штрафу в размере 1000 долларов США (цена хорошей машины на тот момент). Одиннадцатым мог стать немецкий драматург Бертольт Брехт, но ему удалось «заболтать» Комитет и «соскочить», бежав на родину. Ирония судьбы – за семь лет до того Брехт бежал от репрессий в нацистской Германии, а теперь – бежал от репрессий из США в ГДР – социалистическую Германию.

Центр политического анализа и социальных исследователей (АНО ЦПАСИ) продолжает публикацию курса лекций политолога, доцента Финансового университета при Правительстве РФ Павла Данилина «Голливуд и пропаганда. Как смотреть и понимать современное американское кино». Лекции подготовлены при поддержке Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ).

После слушаний в Конгрессе голливудская Ассоциация кинопродюсеров приняла решение уволить без компенсаций этих киноактеров, названных сперва «Вражеская десятка». Впрочем, такое злобное определение не прижилось, и очень быстро в обиходе стало использоваться куда более лояльное «голливудская десятка». Ассоциация кинопродюсеров объявила публично, что «впредь ни один коммунист или другой подрывной деятель не будет работать в Голливуде»[1]. Так начиналась травля. Уже к 1950 году была подготовлена книга «Красные», в которой содержался список из 151 представителя индустрии развлечений, подвергшихся репрессиям, отстраненным от работы, которым был объявлен бойкот со стороны коллег и запрет на профессию со стоны работодателей.

Особую пикантность этой истории придает тот факт, что травля «голливудской десятки» началась с подачи издателя и колумниста The Hollywood Reporter Уильяма Вилкерсона, который еще 29 июля 1946 года в своей редакционной статье под провокационным названием «Голосуем за Джо Сталина», назвал коммунистами Трамбо, Коула, Ларднера-младшего, Лоусона и еще несколько персон. Впоследствии вышло еще несколько колонок Вилкерсона, в которых тот обвинял в поддержке СССР других голливудских актеров. Сперва на этот «черный список Билли»[2] смотрели без особого интереса, но, когда впоследствии фамилии тех, кого вызывали в Комитет Палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности совпали практически на 100% со «списком Билли», стало понятно, что тот действовал не по собственной инициативе, а готовил общественность к репрессиям в Голливуде.

Члены «голливудской десятки» и члены их семей на акци протеста, 1950 год. Кадр из фильма Legacy of the Hollywood Blacklist (1987).

Голливудские дельцы, впрочем, к репрессиям относились с пониманием и одобрением, если те не касались их самих. Да чего там – не было бы тех, кто обеими руками не поддерживал травлю «леваков», не было бы и той самой родовой травмы Голливуда, от которой американская индустрия развлечений так и не оправилась впоследствии. Комитет Палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности ведь, прежде чем начать работу по «списку Билли» вызвал на ковер «дружественных» деятелей киноиндустрии. Среди 23 таких будущих сексотов оказался, например, Уолт Дисней, прямо заявивший, что в индустрии развелось «коммуняк», как собак нерезаных. Актер и будущий президент США Рональд Рейган сообщил, что в Гильдии киноактеров есть группа лиц, использующих «коммунистическую тактику».

Кто-то как бездарный сценарист Джек Моффит и вовсе сводил счеты с более известными конкурентами. Так, Моффит обвинил гильдию сценаристов (Screen Writers Guild – SWG) в том, что та «полна коммунистической пропаганды», что 44 пьесы из 100, которые ставили в театрах Нью-Йорка с 1936 по 1946 годы были откровенно коммунистическими. Гильдия киноконсультантов (Screen Story Analysis Guild), по его словам, искажала свои консультации в угоду коммунистам. А когда с Моффитом устроил перепалку Альберт Мальц, последнего и вовсе вывели из зала Конгресса, чтобы тот не мешал Моффиту называть все новые и новые фамилии, среди которых был Фрэнк Таттл, Герберт Биберман, Дональд Огден Стюарт и Джон Говард Лоусон. Моффит упивался своей ролью вершителя судеб, но после его перформанса в Комитете сената, его в буквальном смысле слова вышвырнули из журнала «Эсквайр», где тот работал обозревателем. И лишь через несколько лет Моффита подобрал… все тот же Уильям Вилкерсон из The Hollywood Reporter, взяв доносчика на ставку колумниста.

Активно выступал против «коммунистов в Голливуде» актер еще немого кино, видный консерватор и сторонник республиканцев Адольф Менжу. На слушаниях Комитета Палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности, он уверял, что Голливуд является «одним из главных центров коммунистической деятельности в Америке». По его словам, «хозяева в Москве стремятся использовать голливудскую среду для своих целей», которые заключаются в «свержении американского правительства»[3]. Тогда же Адольф Менжу заявил Конгрессу: «Я охотник на ведьм, если ведьмы — коммунисты. Я — противник красных. Я хотел бы увидеть их всех снова в России»[4].

Интересно, что среди 23 «дружественных экспертов», выступавших на заседании Комитета, практически все были представителями созданного в 1944 году Альянса кинематографистов за сохранение американских идеалов (The Motion Picture Alliance for the Preservation of American Ideals – MPAPAI). Тот же Менжу являлся одним из лидеров Альянса. Организация, созданная, как сегодня считается, с исключительной целью поддержки операции по уничтожению влияния левых идей на представителей киноиндустрии, объединила таких деятелей как Роберт Артур, Уолтер Бреннан, Гэри Купер, Уолт Дисней, Виктор Флеминг, Джон Форд, Кларк Гейбл, Роберт Монтгомери, Айн Рэнд, Рональд Рейган, Барбара Стенвик, Роберт Тейлор и Джон Уэйн.

Айн Рэнд не скрывала цели организации, выпустив в 1947 году брошюру под названием «Сценарный план для американцев». В брошюре было сказано следующее: «Цель коммунистов в Голливуде — не производство политических фильмов, открыто пропагандирующих коммунизм. Их цель — развратить наши моральные установки, развратив нас через неполитические фильмы — внося небольшие, случайные кусочки пропаганды в невинные истории — таким образом заставляя людей усваивать основные принципы коллективизма косвенно и исподволь. […] Принцип свободы слова требует, чтобы мы не использовали полицию, чтобы запретить коммунистам выражать свои идеи — это означает, что мы не принимаем законы, запрещающие им говорить. Но принцип свободы слова не требует, чтобы мы предоставляли коммунистам средства для проповедования их идей, и не подразумевает, что мы должны им работу и поддержку, чтобы они защищали наше собственное разрушение за наш счет»[5].

Так все и произошло: судьба первых жертв Комитета и Альянса кинематографистов – судьба «голливудской десятки» - довольно печальна. Все они были выброшены из профессии и в буквальном смысле слова лишены средств к существованию. Заподозренных в симпатиях к СССР вычеркнули из всех списков режиссеров и сценаристов - кого на десятилетие, кого на четверть века, а кого и навсегда.

«Негативным последствием отказа сотрудничества с Комитетом явилось отрицательное решение Госдепартамента в выдаче всем внесенным в черный список загранпаспортов, что делало невозможным отъезд безработных деятелей киноиндустрии из США с целью получить работу за границей. Госдепартамент мог отказать в выдаче документа, либо потребовать сдать имеющийся (как было в случае с американским сценаристом итальянского происхождения Леонардо Берковичи)»[6]. Действительно, Госдепартамент мог просто не продлить действие загранпаспорта и тогда, например, член компартии США Эдвард Дмитрык не смог бы покинуть США ради Британии сразу после головомойки в Конгрессе и увольнения с киностудии RKO Pictures, где он был доволен жизнью и снимал кино – в частности известный триллер «Наваждение» (Obsession) 1949 года для продюсера Ната Бронштейна и фильм о простом рабочем человеке «Христос в бетоне (Даждь нам днесь)» (Christ in Concrete (Give Us This Day)) того же 1949 года выхода. Но когда срок действия его паспорта истек, Дмитрыка довольно грубо отконвоировали на родину, где его тут же посадили.

Впрочем, на примере того же Дмитрыка видно, что теоретически можно было публично отречься от своих друзей и взглядов, хотя это и не гарантировало «прощения». В сентябре 1950 года Эдвард Дмитрык, член «голливудской десятки», отсидев в тюрьме почти пять месяцев, заявил, что пересмотрел свои взгляды и готов дать показания на других коммунистов. Его освободили из тюрьмы, и в 1952 году он вновь предстал перед Комитетом HUAC для дачи показаний на своих коллег и товарищей, в частности, кинорежиссеров Арнольда Маноффа, Фрэнка Таттла, Герберта Бибермана, Джека Берри, Бернарда Ворхауса, Жюля Дасеена и Майкла Гордона. После этих показаний Дмитрыка вычеркнули из черного списка, а его карьера постепенно восстановилась. Но все же это скорее уникальный случай, чем типичная практика.

Только в конце 1950-х годов начались процессы, разрушившие запрет на профессию для некоторых участников «черных списков» Голливуда. В 1957 году Альфред Хичкок нанял Нормана Ллойда в качестве продюсера своей антологии «Хичкок представляет». «В прямом эфире CBS в ноябре 1958 года вышла постановка «Чудесный город», основанная на рассказах коммунистки Рут Маккенни, с надлежащим указанием автора сценария Эдварда Ходорова, занесенного в черный список, вместе с его литературным партнером Джозефом Филдсом. В следующем году актриса Бетти Хаттон настояла на том, чтобы композитор Джерри Филдинг, занесенный в черный список, был нанят в качестве музыкального директора для ее нового сериала на CBS. А 20 января 1960 года режиссер Отто Премингер публично объявил, что Далтон Трамбо, один из самых известных членов «голливудской десятки», был сценаристом его готовящегося фильма «Исход». 6 октября 1960 года Universal Pictures указала фамилию Трамбо в титрах как сценариста «Спартака» - решение, пробитое авторитетом Кирка Дугласа. А ведь, тот же Трамбо с 1947 года написал или был соавтором семнадцати фильмов без указания в титрах»[7]. В результате Гильдия сценаристов до сих пор – три четверти века спустя - уже в XXI веке выискивает авторство и правит титры в сценариях, написанных занесенными в «черные списки» деятелями кино, чтобы восстановить историческую справедливость и правду. Но родовые травмы Голливуда так просто не вылечить.

Конечно же, всего лишь десятью пострадавшими от репрессивной политики властей США не обошлось. И остается только поражаться тому, с каким вдохновением сами голливудские бонзы уничтожали собственные уникальные творческие кадры. Фактически, убивали тот самый классический Голливуд, который знал весь мир. Причина? В случае с Джеком Моффитом – банальная зависть. В случае с Айн Рэнд (урожденной петербурженкой Алисой Зиновьевной Розенбаум) – пещерная ненависть к Советскому Союзу, вынесенная из детства и юности. В случае с Уолтом Диснеем и другими бонзами Голливуда – стремление оградить собственный бизнес от участия в нем профсоюзных движений – гильдий. Именно поэтому первой разгрому подверглась Гильдия сценаристов.

Вот что пишет об этом известный киновед Михаил Трофименков: «На «фабрике грез», как, прости господи, на какой-нибудь обувной фабрике, появились профсоюзы. С 1927 года трудовые споры решала «сословная» Киноакадемия. В пику ей десять «золотых перьев» Голливуда создали в марте 1933 года Гильдию сценаристов, а в апреле родилась Гильдия киноактеров во главе с левым Фрэнком Морганом, а затем — комиком Эдди Кантором, личным другом Рузвельта. В 1936-м объединились в гильдии режиссеры и монтажеры. Профсоюзной звездой стала Оливия де Хэвилленд, успешно оспорив в суде кабальные контракты. Попытки создать профсоюзы предпринимались и ранее, но утвердились они только при Рузвельте — в 1937 году Верховный суд легитимировал синдикаты, что обеспечило ему особую «признательность» магнатов… Именно Уорнер и Дисней в 1947 году первыми поддержали HUAC и объявили профсоюзных лидеров советскими агентами. Студию UPA, созданную ушедшими от Диснея в 1941 году Филом Истмэном, Дэвидом Хилберманом и будущим обладателем трех «Оскаров» Джоном Хабли, зачистили почти дотла. Коммерческими причинами объяснимы преследования Гильдии газетных работников и Американской федерации актеров радио. Расследование деятельности Американской федерации музыкантов во главе с Джеймсом Петрилло было вызвано аппетитами профсоюза, бойкотировавшего (1942–1944, 1948) фирмы, не слишком щедрые с исполнителями. Едва родились гильдии, как Variety оповестил о «розовом» нашествии. Вскоре о красном засилье говорили как о неоспоримом факте»[8].

Коммунистическая партия США, действительно, пыталась проникнуть в Голливуд, и среди многочисленных творческих работников было модно бравировать неким «коммунистическим флером». Это однако не говорит о том, что Голливуд был «красным». Просто он был чуть более прогрессивным, чем все остальное американское общество. А коммунисты, требовавшие признания равенства прав не на словах, а на деле для женщин и чернокожих – воспринимались именно как прогрессисты. Плюс предельно концентрированная ненависть к нацизму у коммунистов не могла не вызывать симпатий у тех, кто разделял опасения в связи с восхождением Третьего Рейха. Плюс Вторая Мировая война наложила свой отпечаток – по заказу Белого Дома были созданы такие фильмы как «Миссия в Москву» Майкла Кёртица (1943), «Северная звезда» Льюиса Майлстоуна (1943) и «Песнь о России» Грегори Ратоффа (1944). Фильмы были призваны показать союзника, то есть Советский Союз, с позитивной стороны. Но война кончилась, и ФБР приступила к зачистке тех, кто казался ей слишком уж нелояльным.

Комитет HUAC праздновал триумф – если его бывший глава с конца 1930-х по 1945 год Мартин Дайес-младший (демократ от Техаса) только надеялся на то, что когда-нибудь настанет момент свести счеты с «красными», то после того, как HUAC сделали постоянным комитетом в 1945 году и его возглавил Эдвард Дж. Харт из Нью-Джерси, борьба с коммунизмом стала его главной задачей. Именно Харт и его помощники – расследователи Роберт Э. Стриплинг, Луис Дж. Рассел из ФБР, Элвин Уильямс Стоукс, Кортни Э. Оуэнс, Дональд Т. Аппель и Бенджамин Мандель – стояли за процессом порабощения Голливуда.

Да, конечно, Голливуд пострадал не так, как например, портовые грузчики, докеры и матросы, среди которых «вычистили» как минимум три тысячи человек. Чуть меньшие, но все равно превосходящие Голливуд чистки были в школах, университетах, в среде адвокатов. В Голливуде преследованиям подверглись около трехсот актеров, режиссеров и сценаристов. Но это был действительно сокрушительный удар по самосознанию работников Фабрики грез.

Вообще, «при рассмотрении рода деятельности тех представителей голливудской индустрии, которые привлекали внимание Комитета на протяжении конца 1940-х – начала 1950-х годов, немаловажной видится его тенденция уделять особо строгое внимание писателя-сценаристам: по состоянию на 1955 год, среди 214 имен в черном списке Голливуда находилось 106 представителей этой профессии (наряду лишь с 36 актерами и 11 режиссерами). Эти цифры позволяют сделать вывод о приоритетах Комитета и его деятельности по уничтожению «красной угрозы» в Голливуде: именно сценаристы, формируя содержательный фундамент фильма, способны вложить в него ту или иную идеологическую составляющую, тем самым влияя на общественное мнение в стране»[9].

Скромные попытки отстоять сперва «голливудскую десятку», а затем и других коллег по цеху предпринимали активисты Комитета Первой поправки[10] во главе с Лорен Бэколл и Хамфи Богартом. Они прилетели в Вашингтон, где пикетировали Конгресс и пытались встретиться с президентом Трумэном, но безуспешно. Более того, владельцы их контрактов потребовали срочного возвращения в Голливуд актеров и режиссеров, где участников Комитета запугали и «проработали». Впоследствии все они отрекутся от своих убеждений, кто на время, а кто навсегда. Еще 204 деятеля киноиндустрии подписали обращение в поддержку «голливудской десятки». Впоследствии 87 из них будет объявлены коммунистами и подвергнуты репрессиям. Сам Богарт вынужден будет написать в 1948 году статью «Я не коммунист», чтобы не оказаться в черных списках.

В то время, как активисты Комитета Первой поправки летели домой из Вашингтона, а конгрессмены 347 голосами против 17 признали «голливудскую десятку» виновной в неуважении к Конгрессу, в Нью-Йорке в отеле Waldorf собрались главные воротилы индустрии развлечений: Луис Майер из Metro-Goldwyn-Mayer, Гарри Кон из Columbia Pictures, Спирос Скурас из 20th Century Fox, Николас Шенк из Loews Theatres (организация Маркуса Лоу, основателя Metro-Goldwyn-Mayer), Барни Балабан из Paramount Pictures, Сэмюэл Голдвин из Samuel Goldwyn Company, Альберт Уорнер из Warner Bros, Уильям Гетц из Universal-International, Эрик Джонстон из Ассоциации кинопродюсеров, Доре Шейри из RKO Pictures, Джеймс Ф. Бирнс - бывший государственный секретарь США и другие. Все они договорились о совместных действиях (чему послужило давление со стороны государства, в частности - ФБР).

Итогом встречи стала «Вальдорфская декларация» - двухстраничный документ, само появление которого уже 25 ноября говорит о том, что он был подготовлен заранее и получил поддержку со стороны наиболее авторитетных деятелей киноиндустрии. В декларации говорилось о том, что члены «голливудской десятки» не получат работу от воротил шоу бизнеса. Но главным было обращение к тем, кто еще не подвергся репрессиям: «Что касается более широкого вопроса о предполагаемых подрывных и нелояльных элементах в Голливуде, наши члены также готовы предпринять определенные действия. Мы не будем сознательно нанимать на работу коммуниста или члена какой-либо партии или группы, которая выступает за свержение правительства Соединенных Штатов силой или любыми незаконными или неконституционными методами…Мы пригласим голливудские гильдии к сотрудничеству с нами для устранения любых подрывных элементов, для защиты невинных и для защиты свободы слова и свободного экрана везде, где им угрожает опасность… Мы просим Конгресс принять законодательство, которое поможет американской индустрии избавиться от подрывных, нелояльных элементов»[11].

 

 

[1] Navasky V. S. Naming Names. New York: Viking, 1980. P. 83.

[2] Именно такое название получили колонки Уильяма Вилкерсона в The Hollywood Reporter по аналогии с «черной меткой» из «Острова сокровищ».

[3] Hill G. Hollywood Is a Main Red Center, Adolphe Menjou Tells House Body. Calls Hollywood A Center Of Reds // The New York Times. May 16, 1947.

[4] Smith I. The “Hollywood Ten”- The dramatic story of the Hollywood’s blacklist. The Vintage News, 23.05.2016. URL: https://www.thevintagenews.com/2016/05/23/the-hollywood-ten-the-dramatic-story-of-the-hollywoods-blacklist/

[5] Rand A. Screen Guide for Americans. New Ideal. Ayn Rand Institute, 19.04.2023. URL: https://newideal.aynrand.org/ayn-rands-1947-screen-guide-for-americans-part-1/

[6] Очереднюк О. Маккартизм и Голливуд в конце 1940-х – первой половине 1950-х годов // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2022. №2. С. 87-96.

[7] Smith I. The “Hollywood Ten”- The dramatic story of the Hollywood’s blacklist. The Vintage News, 23.05.2016. URL: https://www.thevintagenews.com/2016/05/23/the-hollywood-ten-the-dramatic-story-of-the-hollywoods-blacklist/

[8] Трофименков М. Красная книга. Голливуд при Маккартизме: Надзиратели, жертвы, попутчики // Сеанс. № 53/54. URL: https://seance.ru/articles/krasnaya-kniga-gollivud-pri-makkartizme-nadzirateli-zhertvy-poputchiki/

[9] Очереднюк О. Маккартизм и Голливуд в конце 1940-х – первой половине 1950-х годов // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2022. №2. С. 87-96.

[10] Первая поправка Конституции США звучит так: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии либо запрещающего свободное её исповедание, либо ограничивающего свободу слова или печати, или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб».

[11] Waldorf Statement. Wikipedia URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Waldorf_Statement


тэги
Голливуд и пропаганда; 

читайте также
Голливуд и пропаганда. Лекция 3. В преддверии краха
Голливуд и пропаганда. Лекция 1. Маккартизм – что это было?