Бюджетные вызовы

18 декабря 2014 / 13:47

Перед властями России стоят сейчас две взаимно противоположенные в условиях падения цены на нефть задачи

Перед властями России стоят сейчас две взаимно противоположенные в условиях падения цены на нефть задачи — обеспечить доходы федерального бюджета в полном объеме и не допустить секвестра его расходной части более чем на 10%, с одной стороны, и, с другой стороны — поддержать рубль и не допустить инфляции в стране выше 10%.

Федеральный бюджет должен собрать доходов за год около 15 триллионов, но его половина (48%) — нефтегазовая, выполнялась ранее при цене нефти порядка 100 долларов за баррель и курсе рубля — около 35 рублей за доллар.

Если нефть упала до отметки ниже 60 долларов за баррель, то чтобы доходная часть бюджета была выполнена в рублях, надо чтобы рубль стоил 53 доллара, а если, как пугают нас саудиты, цена за баррель может достигнуть 40 долларов, то для наполнения бюджета РФ за счет нефтегазовых доходов нужен курс в 80 рублей за доллар.

В условиях экономики России, зависящей от импорта, проекция подобной девальвации на инфляцию способна к концу года довести ее уровень до 30% и выше, что неприемлемо. Последствия же для делового оборота от такого курса рубля могут быть еще серьезнее и нанести тяжелый удар многим отраслям экономики. А чтобы инфляция удержалась в пределах хотя бы 12% за год нельзя допускать, чтобы курс рубля был к концу 2015 года существенно выше 45 рублей за доллар.

Следовательно, выпадающие доходы бюджета в первом полугодии 2015 года при средней цене нефти в этот период в 70 долларов за баррель и уменьшении других доходных статей могут составить более 2 триллионов рублей. К концу же 2015 года может потребоваться уже 4 триллиона рублей с учетом помощи дефицитным бюджетам регионов и экстраординарных расходов.

Эти 4 триллиона рублей проблематично найти иначе, как позаимствовав их у Центрального банка РФ.

Поскольку нельзя допустить необеспеченную конкретными обязательствами эмиссию рублей в условиях нулевого роста экономики, Центробанк должен приобрести рубли на открытом рынке за доллары и евро, а затем передать их в федеральный бюджет под залог низкодоходных обязательств Правительства РФ. По аналогии с ФРС и Правительством США, обменивающих казначейские облигации США на банковские билеты, но с тем непременным исключением, что до специального распоряжения монетарных властей эти бумаги не будут выводиться на открытый рынок.

В этом случае казначейские обязательства, номинированные в рублях, будут санированы Центробанком, приобретенные же на открытом рынке рубли — переданы в федеральный бюджет.

При среднем курсе покупки рублей в течение года в 50 рублей за доллар Центробанку придется расстаться с 80 млрд долларов, что он легко сделает с учетом объема его резервов в 400 млрд долларов.

При этом все цели будут достигнуты: наполнится федеральный бюджет, резко возрастет вес рубля при изменении соотношения объемов рублевой и валютной массы на рынке, будет подавлена инфляция, восстановлена нормальная торговая деятельность, укрепится кредит, а далее подтянутся и цены на нефтепродукты, и мы хорошо переживем 2015 год.

Когда же этот сложный период закончится и экономика нормализуется, Центробанк сможет вывести эти низкодоходные бумаги, номинированные в рублях, на финансовый рынок, где они окажутся, при правильном расчёте, востребованы как инструменты резервирования и сбережения.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
Россия; 
бюджет; 
нефть; 
рубль; 
экономика; 
кризис; 

читайте также
Senectus Mundi: фашизм без футуризма. О старении населения Запада
Руководитель Центра политического анализа Павел Данилин примет участие в круглом столе про семейные ценности
Риск войны есть всегда
Коммунисты после Зюганова
Единственный европеец