5 февраля в Совете Федерации пройдет«круглый стол» на тему 20-летия членства Российской Федерации в Совете Европы (СЕ), организованный Комитетом по международным делам. Увы, приходится констатировать, что почти все это время Россия находилась в дискриминируемом положении
На протяжении всей истории членства в СЕ (с 28 февраля 1996 года) представители разных ветвей российской власти активно участвуют в пяти основных форматах сотрудничества с этой организацией: в межправительственном (Комитет министров Совета Европы), межпарламентском (Парламентская ассамблея Совета Европы), межрегиональном (Конгресс местных и региональных властей Совета Европы), «судебном» (Европейский Суд по правам человека) и по линии неправительственных организаций (Конференция международных НПО при Совете Европы).
Увы, приходится констатировать, что почти все это время Россия находилась в дискриминируемом положении.
Многим хотелось видеть Россию в виде объекта для нотаций, а не субъекта для диалога — отсюда и рестриктивные меры в отношении нашей делегации, принятые ПАСЕ. Как известно, в этом году руководители обеих палат Федерального Собрания уведомили руководство ПАСЕ о решении воздержаться от обращения к Ассамблее за полномочиями для российской делегации именно сейчас, в январе, но с сохранением этой опции на будущее.
Одновременно с разъяснением нашей позиции была подтверждена готовность к продолжению диалога, но, разумеется, только в полноценном и полноправном формате.
На мой взгляд, это абсолютно правильная логика поведения в данной ситуации. Имея сложнейший личный опыт работы главой делегации Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), сохранял и сохраняю убежденность в необходимости нашего активного взаимодействия с европейскими партнерами именно в «страсбургском формате» — но, разумеется, на общих основаниях, а не в режиме «воспитуемого».
Ведь политические выводы, выраженные в менторских резолюциях, осуждающих заявлениях и санкционных решениях, при всей их резонансности, — только надводная часть многолетней и многотрудной работы российских делегаций в советоевропейских органах.
Главное, на мой взгляд, как раз в незримой (и почти всегда в угоду «редакционной» политике Запада замалчиваемой) части нашего, пускай трудного, но все же диалога. Речь, прежде всего, о кулуарной работе с представителями национальных делегаций. «Съел» на этом не одну «собаку». Но (без преувеличения!) во многом благодаря этим усилиям даже в нынешних условиях внешнеполитических разногласий полностью сохраняется возможность удерживать линию парламентской дипломатии. Мои контакты с конструктивной частью политиков из СЕ, да и из ЕС, это полностью подтверждают: даже когда здравомыслящие и ориентированные на диалог политики молчат, это не значит, что их нет. Просто еще не пришло их время, пока правит бал «партия войны». Но уже чувствуется общая усталость от нее. Значит — открывается пространство для маневра.
Поэтому на «круглом столе» обсудим через призму 20-летнего членства в Совете Европы возможные алгоритмы наших действий с учетом любых возможных сценариев, но нацеливаясь, все же, на оптимизм по поводу едва наметившегося межгосударственного диалога с объединенной(разъединенной?) Европой.