Мой вчерашний пост про политизацию как-то стремительно подтверждается сегодняшней френдлентой про бунт рассерженных политконсультантов.
Меня это несколько настораживает этот рост публичного интереса к политконсультированию как якобы самой важной в мире отрасли и одновременно "не могу молчать" в устах коллег. Ибо:
1. Есть публичная экспертиза (и здесь пусть расцветают сто цветов), а есть реальная черновая работа. Нормально, если политконсультанты здесь не селебритиз и не должны затмевать собой заказчиков (подчеркну - заказчиков во множественном числе, а не только все более призрачного Одного Главного Заказчика). В конце концов именно заказчики несут политическую ответственность за предпринимаемые консультантами шаги.
2. И политконсультанты, и условные "политологи" до недавних пор представлялись мне прагматичными людьми, способными к адекватной и оценке происходящего, выявляя для себя разумный компромисс между тем, что они думают, и тем, что они произносят публично. Переход их в жанр "Не могу молчать!" означает, что: а) до 26 марта они всерьез считали окружавшую их картинку идеальной, б) после 26 марта (события значимого - но все же не самого масштабного в итории) их картина мира рухнула и весь прошлый опыт обесценен. Все это выглядит несколько несолидно и создает репутационные издержки, из которых неизбежно вытекает снижение прайсов.
3. Гиперинтерес СМИ к теме политконсультантов мне кажется надуманным. Никакой военной тайны там, мне думается не накопать.
4. Политконсультант тем и отличается от политика или от гражданина, что не берет на себя ответственность за судьбы страны. В отличие от запасных игроков или подвыпивших зрителей тренерам и тем более спортивным комментаторам обычно не приходит в голову выбегать на поле, подхватывать мяч и пытаться забить гол.
Несмотря на отсутствие особых иллюзий относительно перспектив футбольной сборной.