Ученый из ВШЭ расскажет о расколе в рядах фанатов хэви-метал

04 ноября 2017 / 09:30

В четверг, 13 апреля, в рамках регулярного семинара Центра исследований современной культуры ИГИТИ выступит младший научный сотрудник ИГИТИ Александра Колесник с докладом на тему «Хеви-метал и его российские фанаты: проблема идентичности и национальные образы»

Долгое время музыкальные фанаты рассматривались исследователями с точки зрения девиантности их поведения, с чем был связан повышенный интерес к специфике ритуалов, практик, знаковых систем музыкальных сообществ. За рамками, однако, оставался целый ряд других аспектов, связанных с формированием и жизнью музыкальных аудиторий: их повседневность, креативность, вовлеченность в многочисленные процессы производства и дистрибуции музыки, и многое другое. Настоящий доклад посвящен специфике российских хеви-метал-сообществ, которые значительным образом трансформировали хеви-метал-сцену в России и повлияли на формирование самого понятия «российский хеви-метал».

Общей чертой большинства музыкальных сообществ является концентрация на одной конкретной музыкальной группе или исполнителе. В случае же с хеви-метал-музыкой особенностью сообществ слушателей является фокусировка на жанре в целом. Определение границ данных сообществ может быть обусловлено разными факторами. Для российских хеви-метал-сообществ таким фактором стало отношение слушателей к западной музыке и конструирование фанатами особых образов отечественных хеви-метал-музыкантов.

Большинство современных российских хеви-метал-групп, характеризующихся слушателями как «классические», были сформированы на волне популярности жанра в 1980-е годы в условиях ослабления цензуры и демократизации в СССР во время «перестройки». Ориентируясь на западные музыкальные традиции, советские хеви-метал-группы зачастую калькировали их образы, тексты и музыку, что нашло разный отклик и в среде слушателей. Длившаяся в фан-сообществе еще с середины 1980-х годов дискуссия о пиратстве и плагиате в российском хеви-метале с новой силой возобновилась с появлением онлайн-платформ в начале 2000-х годов. Прежде всего, дебаты велись на крупнейшем портале, посвященном жанру хеви-метал в России и на постсоветском пространстве, Mastersland.com. В центре этих споров оказалась российская хеви-метал-группа «Ария», которую многие слушатели обвинили в плагиате и копировании музыки и текстов песен у зарубежных хеви-метал-групп («Iron Maiden», «Judas Priest», «Manowar», др.). Дискуссия, с одной стороны, выявила определенные границы, которые существуют внутри сообщества, с другой – стала способом трансляции разных музыкальных аудиторий своей национальной идентичности.

В докладе будет рассмотрена данная дискуссия на форуме Mastersland.com с момента ее начала в 2005 году по настоящее время. Одним из ключевых вопросов стало отношение к западной музыке в целом и вопрос о том, насколько отечественная музыка построена на присвоении. Раскол сообщества на два лагеря – сторонники «Арии» и в ее лице всего русского хеви-метала и сторонники идеи вторичности российского хеви-метала по отношению к западному – обнажил вместе с этим целый комплекс идеологических и политических противоречий внутри музыкального сообщества: от отношения к советскому прошлому до вопросов национальной идентичности.

В докладе будут рассмотрены следующие вопросы: Как в рамках онлайн-дискуссий выстраиваются границы российских хеви-метал-сообществ? Как слушатели характеризуют российскую хеви-метал-сцену и как они в этой связи определяют и транслируют свою национальную идентичность?

Семинар пройдет по адресу: Москва, ул. Старая Басманная д. 21/4, корпус «Л», аудитория Л-508, начало в 18.00.

Для заказа пропуска просьба обращаться к Александре Колесник по адресу: akolesnik@hse.ru


тэги
музыка; 
ВШЭ; 

читайте также
Танки вместо панков
В издательстве университета Чикаго вышла в свет книга о том, как идеология крутых покорила Америку
Небо в алмазах полвека спустя
Музыковед Артем Рондарев раскроет тайну популярности русского хип-хопа
В Москву приезжает известный английский философ Саймон Кричли