Ученые из ВШЭ требуют от родителей отпускать детей гулять по Москве

07 мая 2017 / 13:24

Школьникам полезно вместе с семьей осваивать в городе дальние расстояния. Если родители видят, что ребенок успешно преодолевает трудности, то со временем они спокойнее отпускают его из дома одного

Доверие и «разрешение» на самостоятельное освоение мегаполиса помогает подростку взрослеть. Если же семья чрезмерно контролирует школьника и везде сопровождает, ему будет сложнее ориентироваться в городе и приобретать новый опыт.

Об этом идет речь в исследовании Константина Глазкова о взаимосвязи родительского доверия, перемещения детей в городе и их взросления. Результаты исследования опубликованы в журнале НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики» в статье «Лицензия на независимую мобильность школьников». 

Во многих развитых странах дети все меньше самостоятельно ездят по городу. Такие тенденции характерны, например, для Великобритании, Финляндии, Швеции, Италии, Австралии и Новой Зеландии. Так, в Великобритании степень мобильности среди младшеклассников и подростков снизилась более чем втрое — с 86% в 1970 году до 25% в 2010 году.

Такой тренд во многом объясняется качеством городской среды и той оценкой, которую ей дают родители. Например, она считается опасной или неудобной для детей: общественный транспорт плохой, на дорогах много лихих водителей, на улицах масса подозрительных людей, бегают бродячие собаки, недостаточно освещены улицы и пр.

Опасения взрослых понятны — все эти проблемы реально существуют. И все же подростка не стоит полностью изолировать от них, считают психологи. Его нужно приучать правильно вести себя в городе, осваивать городскую жизнь.

Речь о том, что родители дают ребенку определенный кредит доверия, поясняет исследователь. Если школьник успешно справляется с разными ситуациями на улице и умеет действовать по-взрослому, взрослые чаще разрешают ему самостоятельные вылазки: будь то поход на занятия, в магазин или в кино.

Такая высокая родительская оценка дает подростку «лицензию» на независимую мобильность. Многие семьи понимают ее значимость и предоставляют школьникам возможность приобрести опыт хотя бы небольших самостоятельных поездок по городу.

Константин Глазков изучил родительскую политику в отношении детских перемещений по городу с помощью опроса в пяти московских школах (одна — в центральном районе, остальные — на периферии). Опрошены 568 учеников в возрасте от восьми до семнадцати лет. Их спрашивали, где они живут (они отмечали на карте) и где, с кем и как часто бывают после уроков. Важная переменная — расстояние, на которое дети удаляются от дома. Места были разделены на самые посещаемые и удаленные.

Самые посещаемые места — обычно те, где ребята бывают чаще всего (они не обязательно в шаговой доступности). Это прежде всего организации, в которые школьники ходят на дополнительные занятия: развивающие центры, дворцы творчества, художественные студии, спортивные секции, клубы и пр. «Сюда относятся и те места, в которых ребенок попросту любит бывать: парки, детские и спортивные площадки, торговые центры, набережная», — добавляет исследователь. Дети бывают в таких местах в среднем дважды в неделю. Многие родители, по данным исследования, стараются выбрать учреждение дополнительного образования недалеко от дома — видимо, с тем расчетом, чтобы потом ребенок мог посещать занятия самостоятельно.

Удаленные места – это, в основном, общегородские достопримечательности: парки (ВДНХ, Парк Горького), популярные улицы (Арбат), крупные торговые центры (Vegas, Мега), Москва-Сити. В эту группу также включены спортивные объекты (футбольные поля, бассейны) и места проживания родственников и друзей. На дальних дистанциях ребята бывают раз в неделю и реже. Расстояния до таких мест в 2,5 раза больше, чем до самых посещаемых точек. 

Исследователь выявил закономерности по ближним и дальним маршрутам. С возрастом расстояние до самых посещаемых мест у детей почти не меняется. Это логично, потому что речь идет о повседневных, «бытовых» перемещениях. Зато дальние дистанции с возрастом растут. Подростки в среднем отъезжают от дома значительно дальше, чем ученики начальной школы (3,2 км против 1,2 км по медиане).

В самых удаленных местах большинство детей бывают с родителями. Таковых почти половина — 49%. Больше трети (36%) ездят туда с друзьями. Лишь 18% детей самостоятельно попадают в такие места.

В повседневных походах (в самые посещаемые места) тенденция с сопровождением та же: дети чаще перемещаются либо с родителями, либо с друзьями. Однако в такие места дети чаще ходят и без какой-либо компании. «Одиночек» свыше четверти — 28%.

Исследование дало интересные результаты. С одной стороны, выяснилось, что дети, которые одни бывали в самых удаленных местах, по большей части (84%) остаются одни и в самых посещаемых местах.

С другой стороны, как показало исследование, «самостоятельность обретается в совместных перемещениях с родителями». Здесь два аргумента: во-первых, совместные поездки «существенно раздвигают горизонты перемещения детей», подчеркивает Глазков. «Посещение мест с родителями увеличивает удаленность этих точек от дома на 2-3 км по сравнению с детьми, которые перемещаются изначально самостоятельно», — уточняет исследователь. Иными словами, дети не побывали бы так далеко от дома, если бы их не сопровождали родители.

Во-вторых, совместные походы (например, на внешкольные занятия) приводят к «освоению ребенком пространства повседневных дел», отмечает Константин Глазков. Школьник лучше ориентируется в ситуациях посещения «ближних» мест. В итоге родители начинают разрешать ему самостоятельные прогулки, что помогает взрослению и постепенно содействует расширению географии перемещений в целом.

Ясно, что фактор взросления ребенка влияет на дальность поездок. Подростки отваживаются ездить намного дальше, чем младшие школьники. В то же время, даже старшеклассники периодически проходят «переаттестацию» — родители проверяют их умение ориентироваться в городе, подчеркивает Константин Глазков.

Так, мать или отец может отправиться вместе с ребенком в город и заодно посмотреть, как его чадо справляется, например, с ситуациями в транспорте, при покупках, планировании маршрутов и пр. «При успешном прохождении таких проверок у ребенка накапливается позитивная история «безаварийной мобильности», — отмечает исследователь. — Она служит аргументом для того, чтобы родители разрешали более свободные режимы передвижения по городу».

Тем самым, выданная «лицензия» на независимую мобильность служит свидетельством доверия между «отцами и детьми». Ребята, которых родители контролируют разумно, в меру, в итоге оказываются более самостоятельными в выборе компании и дальности перемещений.

Слишком «подконтрольные» дети, по данным исследования, менее мобильны. Так, ребята, которых родители сопровождают в самые посещаемые места даже в 13-17 лет, с трудом расширяют географию своих перемещений. Они чаще ходят по однотипным маршрутам рядом с домом и школой.

Таким подросткам будет сложнее уверенно себя чувствовать в городе. Им будет некомфортно ездить в одиночку, например, на занятия. А в итоге ребятам сложнее «добыть» новый опыт, который помогает расти и социализироваться.

Источник


тэги
ВШЭ; 
урбанистика; 

читайте также
Генералы всегда готовятся к прошлой войне
Открытое письмо студентам ВШЭ
Ученые из ВШЭ: 20% жителей России считают себя бедными
В "Остроухове" пройдет презентация "Тайной жизни деревьев"
Ученые из ВШЭ: Заразен не только СПИД, но и его отрицание